Философские проблемы конкретных дисциплин

I. Организационно-методический раздел

Цель курса

Изучение данного курса имеет целью ознакомить студентов с основными проблемами развития естественных (математики, физики, биологии, медицины) и гуманитарных дисциплин (истории, языковедения и др.). Программа курса отражает основной комплекс философских аспектов науки XX века, через рассмотрение которых раскрывает основные моменты и особенности современного этапа развития научного знания.

Задачи курса

В данном курсе ставится задача ознакомить студентов с основными проблемами и методологическим инструментарием комплекса естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, основываясь на исторической логике развития научных знаний.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс тесно связан с проблематикой, рассматриваемой в курсе «Философия и методология науки», является применением ранее приобретенных студентами навыков к анализу развития конкретных наук. Курс опирается на знания специальных научных дисциплин, включенных в программу образования философа («история философии», «философия и методология науки», «концепции современного естествознания», «экология», «этология и зоопсихология», «высшая математика», «теория алгоритмов», «теория вероятностей», «введение в языкознание», «всеобщая история», «общая психология» и т.д.).

Требования к уровню освоения содержания курса.

Студенты должны освоить ряд специальных понятий, дающих возможность работать с концепциями и положениями современных научных дисциплин. От них требуется овладение философскими исследовательскими навыками, умение использовать теоретический материал для понимания современного этапа развития науки.

На семинарских занятий предполагается выработка навыков чтения научных текстов. В курсе изучения гуманитарных дисциплин ставится задача овладения навыками написания научных текстов, равно как знакомство со стилистикой современной гуманитарной культуры. В самостоятельную работу студента входит чтение учебной литературы, выполнение заданий для самоконтроля, написание рефератов, а также научных и литературных произведений (эссе, критический очерк и т.д.).

II. Содержание курса

Разделы курса:

I. Философские проблемы математики

II. Философские проблемы физики

III. Философские проблемы биологии и медицины

IV Философские проблемы гуманитарных дисциплин.

Темы и краткое содержание:

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИКИ

Тема 1. Философский анализ истории математики

Возникновение математики в Древнем мире. Теоретический характер математики в Древней Греции. Наглядный и умопостигаемый характер космоса и основные понятия греческой математики (число, величина, фигура, соизмеримость), их специфика. Становление понятия «бесконечность» в математике и философии и связанные с ним парадоксы. Открытие несоизмеримости. Первый кризис оснований математики. Изменение стиля математического мышления и «Начала» Евклида.

Спор «старых и новых» философов и рождение математики Нового времени. Идея «универсального счисления мира». Природа как совокупность процессов, подчиненных строгим законам. Положение о «книге природы, написанной на языке математики» (Г.Галилей). Новое понимание теоретического знания и проникновение математических методов в естественные науки.

Философская интерпретация аксиоматического представления математической теории.

Возникновение аналитической геометрии. Анализ в алгебре. Философское содержание исходных математических понятий Нового времени (бесконечно малая, предел, интеграл, дифференциал, функция). Развитие основ интегрального и дифференциального исчисления, их алгоритмы (Ньютон, Лейбниц). Теоремы существования.

Возникновение неевклидовых геометрий. Эмпиристсткое и априористское понимание математики. Доказательства непротиворечивости неевклидовых геометрий. Осмысление их статуса и проблемы обоснования математики.

Специфика математических исследований в XX веке. Современная алгебра, функциональный анализ, высшая геометрия и топология, метаматематика. Математическая теория управления и возникновение кибернетики.

Тема 2. Программы обоснования математики

Теоретико-множественное обоснование арифметики действительных чисел. Обнаружение противоречий в теории множеств. Суть парадоксов теории множеств.

Логицистская программа обоснования математики. Способы сведения математических доказательств к логическим утверждениям. Теория типов. Философские предпосылки логицизма и их критика.

Формалистское обоснование математики. Понятие метатеории и доказательства абсолютной непротиворечивости. Идеальные элементы математической теории в трактовке Гильберта. Теоремы Геделя о неполноте формализованных систем. Проблема непротиворечивости формальных систем. Значение ограничительных теорем для критики логицизма и формализма.

Философские посылки интуиционистского понимания математики. Интуиция и конструктивный объект. Трактовка логических норм в интуиционизме. Анализ философских оснований интуиционизма.

Конструктивистсткое направление обоснования математики. Условия осуществления конструктивного построения математической теории.

Конвенционалистское понимание математики у А. Пуанкаре и его значение для самопонимания математики.

Современные дискуссии о проблемах обоснования математики.

Тема 3. Структура математического знания. Методы математического познания.

Структура математических теорий.

Способы классификации математических дисциплин: генетическая; теоретико-множественная; на основе групп преобразований; на основе базовых структур; по характеру объектов (дискретная и континуальная математика).

Аксиоматический и конструктивный методы в математике. Основные типы аксиоматического представления теории (содержательная, полуформальная и формальная аксиоматизации). Современные представления о природе аксиом. Предметная структура математической теории: определение – аксиома – постулат – теорема.

Конструктивная математика и проблема введения новых понятий и теорий в математике. Отличия конструктивного и аксиоматического задания объектов. Роль рациональной интуиции в математике. Философский смысл дискуссии о доказательствах существования объекта.

Доказательство как средство математического мышления. Представления о доказательности и эволюция понятия доказательства. Формальный вывод и семантическое следование. Модель и теория. Нестандартные модели. Обсуждение проблемы метаматематики.

Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы к разделу «Философские проблемы математики».

Известный современный физик Фейнман утверждает, что для физика овладеть «вавилонской» математикой важнее, чем греческой. Почему?

Почему основной математической дисциплиной древние греки считали геометрию?

Почему открытие несоизмеримости было потрясением основ мира для древних греков?

Как видится древним грекам соотношение физики и математики?

Почему возможно проникновение математических методов в естествознание Нового времени?

В чем суть метафоры «книга природы»? Почему Галилей полагает, что она написана на языке математики?

Почему понятие «функция» появляется в Новое время?

В чем философский смысл идей математического анализа Р. Декарта?

В чем заключается критика Лейбницем декартовой идеи «разложения до элементарного» и философия дифференциального исчисления?

Можно ли с помощью дифференциального исчисления разрешить апории Зенона?

Как Лобачевский пришел к идее неэвклидовых геометрий?

Почему существование неэвклидовых геометрий заставляет пересматривать основы математики?

Почему в конце XIX – начале XX века вопрос об основания математики выходит на первый план?

Каковы основные направления исследований в современной математике?

На какое понимание информации опирается кибернетика?

Какие программы обоснования математики вы знаете?

Что предлагает Кантор в качестве программы обоснования математики? В чем суть парадоксов теории множеств?

Чем отличается парадокс от софизма?

Почему Рассел, Кутюра, Уайтхед считали, что возможно свести математику к логике?

Что такое метатеория в математике?

В чем суть формалистской программы?

Какие следствия для программ обоснования математики имеет теорема Геделя о неполноте формальных систем?

В чем суть интуиционистской программы обоснования математики?

Что такое конструктивное задание объекта?

В чем суть дискуссии о существовании объектов в аксиоматической и конструктивистской теориях?

Может ли в математике существовать объект, у которого нет свойств?

Рекомендуемая литература по разделу I (основная)

Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988

Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. М., 1986

Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994

Клайн М. Математика. Утрата определенности. М., 1984

Клайн М. Математика. Поиск истины. М., 1988

Математика в современном мире. М., 1967

Пуанкаре А. О науке. М., 1983

Тростников В.Н. Конструктивные процессы в математике. М., 1975

Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990

Яновская С.А. Методологические проблемы науки. М., 1972

Рекомендуемая литература по разделу I (дополнительная)

Бернал Дж. Наука в истории общества. М.,1969

Бирюков Б.В., Геллер В.С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973

Бурбаки Н. Теория множеств. М., 1962

Дальма А. Эварист Галуа, революционер и математик. М., 1984

Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985

Кузнецов И.В. Избранные труды по методологии науки. М., 1975

Методологический анализ оснований математики. М., 1988

Наан Г.И. Понятие бесконечности в математике, физике и астрономии. М., 1965

Наторп П. Логика. Обоснование и логическое построение математики и математического естествознания. СПб, 1909

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1985.

Фор Р., Кофман А., Дени-Папен М. Современная математика. М., 1966

Шрейдер Ю.А. Логика знаковых систем. М., 1974

Эвристическая роль математики в физике и космологии. Л., 1975

РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИКИ

Тема 1. Философские аспекты истории физики

Понятие «природы» в античности. Физика как изучение преходящего. Картина мира по Аристотелю.

Принципы средневековой физики. Теория импетуса.

Классическая физика и механистическая картина мира. Идея системы мира по Декарту, Галилею и Ньютону. Возможность применения математических методов в физике и других естественных науках. Становление экспериментального естествознания.

Классическая методология построения физической теории. Обоснование гипотезы и превращение ее в теоретическую модель явления. Гипотеза в концепции Ньютона. Соотношение гипотез и принципов.

Понятие причинности в физике и лапласовский детерминизм. Пространство и время в классической физике. Принципы классического естествознания.

Теория теплоты. Классическая термодинамика. Закон сохранения энергии. Второе начало термодинамики. Фундаментальная роль энтропии. Стрела времени. Парадоксы классической физики.

Тема 2. Проблемы физической реальности

Кризис теоретической физики на рубеже XIX-XX вв. Теория электромагнетизма и понятие поля. "Ультрафиолетовая катастрофа" и неудача Майкельсона-Морли по обнаружению эфира.

Статистическая природа второго начала термодинамики. Демон Максвелла. Концепция тепловой смерти Вселенной. Вероятностная интерпретация энтропии по Больцману.

Реальность корпускулярного строения вещества. Конец неделимости. Открытие радиоактивности.

Проблема интерпретации новых открытий методами классической физики. Концепция "энергетизма" В. Оствальда. Материалистическая интерпретация кризиса физики в философии Э. Маха. Поиск философских и методологических оснований новой интерпретации физики. Проблема физической реальности.

Тема 3. Философские аспекты современной физики

Философские предпосылки перестройки фундаментальных оснований физики. Квантовая механика и теория относительности в системе неклассической науки.

Квантовомеханическая система мира. Корпускулярно-волновой дуализм. Процедура измерения и альтернативные системы интерпретации квантовых событий. Микромир и макромир. Случайность и необратимость в квантовой теории.

Квантовая космология. Квантовый вакуум.

Структура пространства-времени в теории относительности. Четырехмерный мир Эйнштейна-Минковского. Теория тяготения.

Информация и динамика. Информация на микро- и макроуровне. Информационные процессы. Принципы макроскопического подхода к сложным системам. Информация и самоорганизация.

Физика необратимых процессов. Основные принципы синергетики: открытость, нелинейность, когерентность. Порядок из хаоса. Катастрофы и бифуркации.

Возможна ли единая физическая теория?

Постнеклассический тип рациональности.

Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы к разделу «Философские проблемы физики».

Как понимали природу античные философы?

Почему для древних греков математика и физика – несовместимые дисциплины?

Совпадает ли понятие «вода» у Фалеса или «воздух» у Анаксимена с обыденноязыковыми значениями этих слов?

Какова картина мира по Аристотелю?

Почему, согласно Аристотелю, каждый предмет имеет свое идеальное место?

Четыре причины Аристотеля можно выразить вопросами «что», «из чего», «как», «зачем». Почему в этом списке нет вопросов «где» и «когда»?

В чем заключается теория импетуса?

Каковы основные принципы средневековой физики?

В чем суть метафоры «книга природы»? Почему, с точки зрения Галилея, она написана на языке математики?

Каковы возможности применения математических методов в физике и других естественных науках?

Почему Г. Галилей считается основателем науки Нового времени?

Какова картина мира в классической механике?

Почему последователи Декарта обвиняли Ньютона в возврате к средневековой метафизике?

Почему такие устройства как часы или термометр появляются в Новое время?

Что такое лапласовский детерминизм?

Как понимаются пространство и время в классической физике?

В чем выразился кризис теоретической физики на рубеже XIX-XX вв.?

В чем суть парадоксы классической физики?

Что такое "ультрафиолетовая катастрофа"?

Удалось ли Майкельсону доказать существование эфира?

Чем занят «демон Максвелла»?

Квантовая механика постулирует, что вся материя имеет корпускулярно-волновую природу. Почему макротела проявляют корпускулярные свойства и не проявляют видимых волновых свойств?

Почему в контексте квантовой теории термин «вакуум» не слишком удачен?

Почему создатели квантовой механики легко принимают теорию относительности Эйнштейна, а Эйнштейн и его последователи так и не признали квантовой механики?

Является ли классическая физика частным случаем неклассической?

Возможна ли единая физическая теория?

Каковы основные принципы синергетики?

Как вы думаете, за что Пригожин получил награду от католической церкви?

Рекомендуемая литература по разделу II (основная)

Антипенко Л.Г. Проблема физической реальности: логико-гносеологический анализ. М., 11973

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М, 1982

Ахутин А.В. Понятие природы в античности и в Новое время (фюсис и натура). М.,1988

Бунге М. Философия физики. М., 1975 и след.

Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988

Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. М., 1993

Дирак П. Эволюция физической картины природы // Над чем думают физики. Вып. 3. Элементарные частицы. М., 1965

Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М, 1971

Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985 и след.

Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977

Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985

Пуанкаре А. О науке. М., 1983

Стахов А.П. Алгоритмическая теория измерения. М., 1979

Степин В.С. Становление научной теории: Содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики. М., 1976

Утияма Р. К чему пришла физика. М., 1986.

Эйнштейн и философские проблемы физики XX века. М., 1979

Рекомендуемая литература по разделу II (дополнительная)

Берка К. Измерения. Понятия, теории, проблемы. М., 1987

Бернал Дж. Наука в истории общества. М.,1969

Блохинцев Д.И. Пространство и время в микромире. М., 1970

Больцман Л. Статьи и речи. М., 1970 (Статья "О неизбежности атомистики в естественных науках")

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961

Бройль Луи де. Революция в физике. М., 1963

Герц Г. Закон, развитие, случайность // Вопросы философии, 1978, №8

Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969 и след.

Зельдович Я.Б. Творчество великого физика и современная наука // Вопросы философии, 1980, №6

Скринский А.Н. Физика элементарных частиц: исследования и приложения // Методологические проблемы современной науки. М., 1979, стр. 80-85

Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1968

Шредингер Э. Новые пути в физике. М., 1971 (Статьи "2400 лет квантовой теории", "Что такое элементарная частица")

Эйнштейн А. Собр. научн. тр. Т. 4, М., 1067 (Статьи "Эволюция физики", "Физика и реальность")

Эйнштейн А. Мир и физика. М., 2003

РАЗДЕЛ III ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ

Тема 1. Философия и биология

Роль биологии в формировании философского и научного мировоззрения. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии. Место биологии среди естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема номотетического и идеографического характера знаний в науках о жизни. Разнообразие форм знания о сущности живого. Социокультурные основания развития биологии. Влияние на формирование исследовательских задач, приемов, методов, форм и результатов биологического познания исторических особенностей общественной практики, парадигм философского и научного мышления и т.д. Дифференциация и интеграция биологического знания как внутренние факторы развития биологической науки. Феномен междисциплинарности, его природа и значение в изменении облика биологической науки. Влияние биологии на развитие комплекса наук о человеке и обществе. Вклад биологии в формирование нового образа науки.

Проблема определения жизни. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации жизни. Основные этапы развития представлений о сущности живого. Проблема формирования предмета биологического познания. Концепция биологической реальности как соединения онтологического, логико-методологического и аксиологического аспектов биологического познания. Множественность образов биологии как науки. Познавательные модели в истории биологии.

Тема 2. Сущность живого и проблема его происхождения

Основные этапы формирования проблемы происхождения жизни. Особенности современных исследований по проблеме происхождения жизни, философский анализ их оснований. Проблема направленности предбиогенеза. Уникальность живого. Телеологический подход к объяснению происхождения живого. Рассмотрение моделей происхождения жизни с точки зрения категорий случайности и необходимости. Значение антропного принципа в осмыслении происхождения жизни. Многообразие живого - основа организации и устойчивости биосферы.

Тема 3. Принцип развития в биологической науке

Основные этапы становления идеи развития в биологии. Принципы развития в философии и биологии: взаимосвязь и специфика постановки проблемы. Основные постулаты современной теории эволюции. Структура эволюционной теории. Проблема соотношения микро- и макроэволюции, появление новых качеств в процессе эволюции. Проблема биологического прогресса. Интегральная логика объяснения эволюции живого в рамках синтетической теории эволюции. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.

Тема 4. Специфика детерминации живых систем

Детерминизм, индетерминизм, телеология в трактовке процессов жизнедеятельности. Единство причинности и целесообразности, необходимости и случайности в процессах жизнедеятельности. Разнообразие форм детерминации в живых системах и их взаимосвязь.

Тема 5. Проблема системной организации в биологии

Классификация форм движения материи и ее роль в развитии биологии. Организованность и целостность живых систем. Механицизм и витализм: трактовка биологической целостности. Концепция холизма и эмерджентной эволюции в решении проблемы соотношения организованности и эволюции живых систем. Организация живых систем как единство их структурной и функциональной упорядоченности. Основные принципы структурно-функциональной организованности живых систем. Проблема типологии живых систем. Специфика пространственно-временной организации живых систем. Биологическое пространство и биологическое время. Хронобиология: перспективы исследования. Единство пространственно-временной упорядоченности на разных уровнях организации живых систем.

Тема 6. Проблема соотношения биологического и социального

Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Единство направленности и вариабельности путей исторического становления homo sapiens. Проблема моно- и полифилии в происхождении человека. Проблема биологического разнообразия вида и концепция расообразования. Ограниченность методологии натурализма в объяснении происхождения человека. Трудовая теория происхождения человека и трактовка социальной сущности человека. Монизм и дуализм в решении биосоциальной проблемы. Диалектика биологического и социального в становлении человека. Современные концепции о связи биологического и социального (социобиология, психогенетика, евгенические программы, социальная этология, биополитика). Значение принципа монизма для решения проблемы синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания.

Происхождение и социальная сущность экологических проблем. Дилемма - технократический оптимизм и экологический пессимизм. Экологическая стратегия и развитие современного мира. Биосфера и ноосфера. Экологическое единство общества и природы. Понятие коэволюции. Концепция генно-культурной коэволюции. Роль биологических знаний в формировании концепции устойчивого развития общества и природы. Соотношение биологического и социального в демографической проблеме. Социал-дарвинизм и неомальтузианство.

Жизнь как ценность. А.Швейцер о благоговении перед жизнью. Социокультурная ценностная обусловленность восприятия биологического знания. Ценностные регулятивы развития биологического знания. Свобода исследования и социально-этическая ответственность ученого. Этические проблемы генной инженерии. Социальные, этико-правовые и философские проблемы генетики человека и евгеники.

Тема 7. Биология в современном естествознании

Многообразие биологических теорий и проблема их типологизации. Функциональная и эволюционная биологии. Соотношение теоретической и общей биологии. Модели теоретической биологии, фундаментальные задачи теоретической биологии. Методологические принципы решения парадоксов целостности и возникновения качественно нового. Проблема редукции как источника развития биологического знания: онтологическая и методологическая редукция, интертеоретическая и интердисциплинарная редукция. Проблема редукции биологических теорий к физико-химическим закономерностям и принципам. Синергетика и перспективы системно-физического моделирования жизненных явлений. Значение информационного подхода в современной биологии. Методологические особенности процесса математизации биологического знания. Роль математического, в том числе компьютерного, моделирования в биологии. Современные парадигмы математической биологии. Специфика законов биологии, их предметная определенность. Соотношение законов и основных принципов, аксиом и постулатов биологии. Законы биологии в контексте проблемы формирования единой теоретической биологии.

Тема 8. Система медицинских знаний

Философия и медицина: смысл и формы их взаимодействия. Медицина как особая форма интеграции знания о мире. Является ли медицина наукой? Методологический анализ соотношения биологического и медицинского знания. Медицина как система наук. Специфика объекта исследования в медицине. Медицинская деятельность и медицинское знание. Диалектика клинического и теоретического мышления. Философская сущность проблемы целостности медицинского знания.

Тема 9. Особенности генезиса медицины

Предыстория медицины: разнообразие форм конституирования знания о функциях человеческого организма. Этапы исторического развития медицины. Проблема соединения традиционных и нетрадиционных форм целительства. Социальная обусловленность представлений о смысле и целях медицины. Влияние социокультурных и внутренних факторов на развитие медицины. Современное состояние медицинского знания.

Тема 10. Онтологические проблемы медицины

Здоровье человека как предмет медицинского знания. Основные категории медицины: норма и патология. Понятие болезни. Значение понятия "целостность" в медицине. Сопряжение биосферно-целостного и молекулярного подходов в современной медицине. Проблема причинности в медицине. Философские вопросы этиологии и патогенеза болезни. Единство и взаимосвязь психического и физиологического в психоанализе. Психика и проблема причинности в медицине.

Тема 11. Логико-методологические проблемы медицины

Виды научных объяснений в медицине и их взаимосвязь. Объяснение и описание. Специфика описательных процедур и понимания в медицине. Диалектика субъективного и объективного в медицинском диагнозе. Проблема предсказания в медицине. Единство описания, объяснения и предсказания как условие существования медицины. Специфика экспериментального познания: исследования "in vivo" и "in vitro". Роль наблюдения, роль прибора и его разрешающей способности в медицине. Процесс математизации медицинского знания, его гносеологические особенности. Роль математического моделирования. Типы и виды математических моделей процессов жизнедеятельности.

Специфика теоретического познания в медицине. Многообразие медицинских теорий и проблема их типологизации. Методологические и социокультурные предпосылки построения общемедицинской теории.

Тема 12. Аксиологические проблемы медицины

Свобода и социально-этическая ответственность врача. Проблема взаимоотношения врача и пациента: патерналистская и антипатерналистская модели. Концепция информированного согласия. Медик и права пациента: право на информацию и право на тайну, право на отказ от лечения. Социально-гуманистические проблемы ответственности в медицине. Биоэтика. Право на жизнь и право на смерть. Эвтаназия. Проблемы трасплантологии, реаниматологии, генетики человека, геронтологии. Этика медицинского эксперимента: юридические и философские проблемы. Духовность и гуманность в медицине.

Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы к разделу «Философские проблемы биологии».

Сущность философско-методологических проблем биологии. Роль биологии в формировании философского и научного мировоззрения.

Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема номотетического и идеографического характера знаний в науках о жизни.

Эволюция образа биологии как науки. Проблема "биологической реальности" как предмета биологического познания.

Познавательные модели в истории биологии: организменная, семиотическая, организационная, эволюционная, системная, самоорганизационная, диатропическая, коэволюционная.

Основные этапы формирования проблемы происхождения жизни, их естественнонаучное содержание и философские основания.

Мировоззренческие основания и методологические принципы концепции А.И. Опарина.

Случайность и необходимость в объяснении происхождения живого.

Проблема определения жизни. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации сущности жизни.

Основные этапы становления идеи развития в биологии. Принцип развития в философии и биологии: взаимосвязь и специфика.

Материалистическая сущность и диалектический характер дарвиновского решения проблемы развития органического мира.

Структура эволюционной теории. Понятие «биологический прогресс».

Интегральная логика объяснения эволюции живого в рамках синтетической теории эволюции. Проблема соотношения микро - и макроэволюции.

Организмическое движение в биологии как попытка преодоления крайностей механицизма и витализма в решении проблемы организованности живого.

Конкретнонаучное содержание и методологические принципы общей теории систем Л. фон Берталанфи.

История формирования концепции структурных уровней в биологии: организм, вид, экосистема как целостности. Проблема критериев выделения структурных уровней.

Специфика пространственно-временной организации живых систем.

Проблема соотношения физико-химических, функциональных и эволюционных закономерностей в объяснении целесообразности живого.

Детерминизм, индетерминизм, телеология в трактовке процессов жизнедеятельности.

Проблема причинности в современной биологии. Функциональная и эволюционная биология.

Специфика законов биологии.

Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Ограниченность методологии натурализма. Единство направленности и вариабельности путей исторического развития вида Homo sapiens.

Проблема синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания о человеке в социобиологии. Методологический и философский базис биополитики.

Диалектика биологического и социального в процессах индивидуального становления человека. Психогенетика о факторах становления индивидуальности.

Евгеника как наука и социальное движение "за улучшение" человеческой природы.

Тенденции в развитии современной биологии: причины лидерства и его критерии.

Влияние биологии на развитие комплекса наук о человеке и обществе. Проблема ценности человеческой жизни в свете современных знаний о биологии человека (биоэтика).

Социальные, этико-правовые и философские проблемы генной инженерии и биотехнологии.

Дискуссия о природе теоретической биологии. Задачи теоретической биологии. Модели формирования теоретической биологии.

Является ли медицина наукой?

Медицинская деятельность и медицинское знание.

Этапы исторического развития медицины.

Влияние социокультурных и внутренних факторов на развитие медицины.

Основные категории медицины: норма и патология. Понятие болезни. Значение понятия "целостность" в медицине.

Психика и проблема причинности в медицине.

Специфика описательных процедур и понимания в медицине.

Специфика экспериментального познания: исследования "in vivo" и "in vitro". Процесс математизации медицинского знания, его гносеологические особенности.

Специфика теоретического познания в медицине.

Проблема взаимоотношения врача и пациента: патерналистская и антипатерналистская модели.

Концепция информированного согласия.

Духовность и гуманность в медицине.

Рекомендуемая литература по разделу III (основная)

Биология в системе наук о человеке М., 1986

Борзенков В.Г. Философские основания теории эволюции. М., 1987

Брызгалина Е.В. Индивидуальность человека. М., 2000

Брызгалина Е.В. История биологии как смена парадигмального знания. МГУ, 1998

Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995

О специфике биологического познания. М. 1987 С. 5-18

Философия и современная биология. М., 1985. Гл.5

Биология в познании человека. М., 1989.

Рекомендуемая литература по разделу III (дополнительная)

Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. Пермь 1996, гл.6.

Батуев А.С., Соколова Л.В. О соотношении биологического и социального в проблеме человека.// Вопросы психологии 1984, № 1.

Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск 1991 гл. 1.

Гавриш Э.Г. Эволюция взаимосвязи философии и биологии Харьков 1983.

Галоян А.А. Редукционизм как парадигма в биологическом познании. Ереван, 1990

Григорьев А.Б. Противоречие биологической формы движения материи // Философские науки 1990, № 6.

Гусев М.В. От антропоцентризма к биоцентризму. // Вестник Московского Университета, сер. Философия, 1992, №5.

Каганова З.В. Проблемы философских оснований биологии. М., 1979, С.141-199.

Карпинская Р.С. Биологический эволюционизм и диалектика.// Вопросы философии. 1980 № 10.

Карпинская Р.С. Методология биологического редукционизма.// Вопросы философии. 1974, N 11.

Колчинский Э.И. Эволюционный процесс в современной биосфере. // Философские науки. 1990 № 1

Крисаченко В.С. Философский анализ эволюционизма. Киев. 1990 С. 83-1О8

Навроцкий Б.А. Проблема объяснения и предсказания в современной биологии // Философские науки 1985 № 5

Назаров В.М. Финализм в современном эволюционном учении. М., 1984

Пашковский М.Б. Макроэволюция живого вещества проблема объективности.// Вестник Московского Университета сер. Философия, 1991 № 6

Смирнов И.Н. Диалектика социального и биологического. М., 1984.

Судьина Е.Г. Вероятность в биологии. Киев, 1985

Хакимов Р.З. Становление и утверждение принципа детерминизма в биологических исследованиях. Иваново, 1990

Эволюция. Сб. статей. Пер. с англ. М., 1981 (статьи Левонтина, Майэра, Айала)

РАЗДЕЛ IV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Тема 1. Особенности гуманитарного знания

Специфика естественных и гуманитарных наук. Основания разделения наук на науки о природе и науки о духе (гуманитарные наук).

Базисные основания суждений гуманитария. Факты сознания как реальность гуманитарных наук. Понятие «текст». Текстовый и диалогический характер гуманитарного знания. Аксиологическая компонента в гуманитарном познании.

Основные методологические программы в области гуманитарных наук: герменевтическая, феноменологическая, структуралистская (и поструктуралистская).

Тема 2. Герменевтический стандарт в области гуманитарных наук.

Три основных этапа в развитии герменевтики: методологические идеи отдельных наук, органон наук о духе, философская методология.

Античные истоки герменевтики: античные учения об имени, проблема авторитета; открытие Платоном особой области – мира имен; лектон стоиков. Герменевтика в Средние века – учение о знаке и понимании; споры о смыслах Священного Писания. Секуляризация герменевтики в 15-16 вв. – возникновения проблемы текста, язык как целое и проблема национальных языков.

Классический идеал научного знания и гуманитарные науки. Попытки распространение идеала точного знания на гуманитарные науки. Критерии научности в гуманитарном знании. Строгость и точность в гуманитарных науках. Проблема истинности знания гуманитария. Психологизм и историзм как стратегии гуманитарного знания в рамках классического идеала научности.

Включение истории в орбиту герменевтики. Философия истории и методологические проблемы исторического знания. Обоснование исторической и филологической критики. Особенности исторического познания и подведение под него логических оснований. Проблема истины в историческом познании. Роль исторических параллелей и аналогий. Сравнительный метод познания. Понятие исторического факта и проблема его установления. Интерпретация фактов. Принципы комплексности, системности. Основные методологические идеи «исторической школы».

Понятие исторического закона. Связь исторического и логического, описательный метод в историческом исследовании. Возможности применения точных математических методов в исторических науках.

Проблема смысла истории.

Герменевтика как органон наук о духе в 19 веке. Понимание текста как мировоззрения автора, закрепленного в языке. Границы текста, понятие контекста. Понятие «традиция». Проблема герменевтического круга. «Мир автора» как стратегия толкования текстов и психологизм 19 века. Учение о понимании и видах интерпретации. Принцип «лучшего понимания». Проблема диалога.

Логика гуманитарного знания: приемы дедукции, индукции и аналогии. Природа объекта познания в гуманитарных науках и обусловленные ею границы рациональных методов исследования.

Современная герменевтика как теория понимания и искусства интерпретации. Современная неонтологическая герменевтика (В. Беньмин, Х.Р.Яусс ).

Тема 3. Феноменологическая программа в области гуманитарных наук.

Критика Э.Гуссерлем натурализма и историцизма. Понятие «феномен». Интенциональность сознания. Смысл и феноменологическая редукция. Трактовка мира смыслов. Философия как строгая наука.

Основания синтеза герменевтики и феноменологии. Различные стратегии синтеза (Г.Шпет, М.Хайдеггер). Критика традиционной метафизики и новое понимание онтологии. Феноменология как онтология и метод. Настроение и понимание как экзистенциалы человеческого бытия в трактовке феноменологической герменевтики. Критика классического идеала науки. Идея европейского человечества. Современная онтологическая герменевтика: понятия диалога, «опыта» и действенно-историческое сознание Х.Г.Гадамера; герменевтика П. Рикера - короткий и длинный путь герменевтики, понятие «знак», конфликт и взаимодействие интерпретаций); М. Мерло-Понти и феноменология восприятия.

Тема 4. Семиотико-структуралистская концепция гуманитарных наук

Основные принципы философии языка. Учение о внутренней форме языка В.Гумбольдта и его роль в гуманитарном познании. Понимание и порождение речи. Язык и речь. Диалоговый характер языковой деятельности. Семантика знаковых систем. Знак и значимость. Синхрония и диахрония в системе языка. Структура языка. Поверхностные и глубинные грамматики, семантические маркеры. Часть и целое в языке. Законы языка и его развитие. Основные методологические идеи русского структурализма (В.Пропп, О.Фрейденберг, Р.Якобсон).

Основные структуралистские допущения («структура есть алгоритм мышления», «существует универсальный код культуры») и возможности применения лингвистического структурализма в методологии гуманитарных наук.

Критика основных структуралистских допущений в постструктурализме. «Означивание». «фено-и-генотекст», «смерть автора» и поворот от науки к литературе в интерпретации Р. Барта. Позиции Ж. Деррида – «различие и различение», грамма, центрация, следы, деконструкция, письмо. «Археология знания» М. Фуко (историческое априори, позитивность, архив, дискурс). Структуры власти-знания. Логика смысла Ж. Делеза. Постмодернистсткие стратегии в философии и гуманитарных науках.

Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы к разделу «Философские проблемы гуманитарного знания».

Специфика естественных и гуманитарных наук. Основания разделения наук на науки о природе и науки о духе (гуманитарные наук).

Базисные основания суждений гуманитария.

Основные методологические программы в области гуманитарных наук.

Герменевтика в системе древнегреческой культуры.

Основные античные концепции имени.

Платон: имя и эйдос.

Учение стоиков о лектоне.

Основные школы латинской грамматики.

Александрийская школа (Филон, Климент, Ориген) и идея множественности смыслов.

Полемика Оригена и Цельса по вопросу о происхождении имен.

Герменевтика Августина:

а) влияние Плотина в «Христианской науке…» Августина;

б) задачи риторики и герменевтики по Августину;

в) учение Августина о знаке, классификация знаков;

г) постановка Августином проблемы понимания; смыслы Священного Писания.

Вторая интенция, учение о знаках и способы анализа терминов в поздней схоластике.

Полемика с арианством в восточной ветви христианской церкви. Василий Великий и исходные положения православной герменевтики.

Культура Возрождения и новые акценты в герменевтике:

а) основные идеи «Критики Константинова дара» - текст как целое; идея контекста; автор как целостность текста;

б) Данте и проблема национальных языков.

Ранняя протестантская герменевтика. Матиус Флациус Иллирик:

а) особенности ранней протестантской герменевтики;

б) проблема множественности смыслов и контекстный подход в «Ключе» Матиуса Флациуса Иллирика;

в) интерпретация и понимание, проблема герменевтического круга.

Лейбницева школа (Х. Вольф, И.М. Хладениус) и методология истории:

а) «всеобщие обзоры» и идея «точки зрения»;

б) эмпиризм в историографии;

в) подведение логических оснований под историческое познание.

Психологизм и историзм как стратегия гуманитарных наук в рамках классического идеала научного познания.

«Историческая критика» Просвещения (Спиноза, Нибур, Ф.А. Вольф).

Исторические методы и естественнонаучные идеалы познания.

Основные идеи «Исторической школы» (И.И. Винкельман, Нибур, Ф. Савиньи, Ф. Гизо, Э. Берк).

Филологическая герменевтика в Германии рубежа XVIII – XIX веков: основные идеи.

Понятие бога у Шлейермахера. Влияние романтизма.

Предмет, задачи и цель герменевтики по Шлейермахеру.

Различение объективных и субъективных моментов текста. Виды интерпретаций.

Проблема части и целого, учение о герменевтическом круге.

Принцип «лучшего понимания».

Сравнительный анализ герменевтики Шлейермахера и Гегеля.

Историческая школа и позитивизм XIX века и их роль в философии гуманитарного знания. Критика Дильтеем неокантианства.

Постановка Дильтеем проблемы обоснования гуманитарных наук.

Проблемы герменевтической логики: типы высказываний, формы понимания и формы интерпретации.

Проблема бессознательного у Дильтея. Эволюция концепции Дильтея под влиянием идей Гуссерля.

«Неонтологическая герменевтика». Основные понятия В. Беньямина – «аура», «восприятие», «техника интерпретации». Х.Р. Яусс и «литературная антропология» констанцской школы.

Понятие «теоретическая философия». Философия как строгая наука в интерпретации феноменологов.

Понятие «феномен». Ноэза и ноэма в структуре феномена.

Феноменология как онтология и метод.

Структура интенционального акта и его герменевтическое измерение.

Феноменология как онтология и метод.

Классификация смыслов Г. Шпета, «слово как архетип культуры».

Основные идеи герменевтики Г. Шпета.

Диалог в интерпретации Х.Г. Гадамера (диалог как теоретическая проблема гуманитарных наук, стратегия диалогичности, понятие опыта, логика вопроса и ответа, идея «действенной истории»).

Герменевтика «Я есть» П. Рикера (короткий и длинный путь герменевтики, «я есть» и герменевтика, понятие «знак», конфликт и взаимодействие интерпретаций).

«Око и дух» у М. Мерло-Понти.

Основные принципы философии языка В.фон Гумбольдта.

Учение о внутренней форме языка.

Понимание и порождение речи, диалоговый характер языковой деятельности.

Значение философии языка для развития герменевтических идей.

Современные интерпретации учения о внутренней форме языка.

Основные идеи семиотики и начала структурной лингвистики:

а) знак, знаковая система, текст, семантика знаковых систем;

б) язык и речь, знак и значимость;

в) система знаков: синхрония и диахрония;

г) основные идеи Ф. Де Соссюра в свете современного языкознания.

Язык и другие системы коммуникации (К. Леви-Строс, Р. Якобсон).

Основные методологические идеи «русского структурализма» (В. Пропп, О. Фрейденберг и др.). Строй произведения и его структура; структура как алгоритм, диалогичность и структура.

Возможность применения лингвистического структурализма в методологии гуманитарных наук.

Критика основных структуралистских допущений («все есть текст», «структуры думаются между собой», «есть универсальный код культуры») и рождение постструктурализма.

«Означивание», «гено-и-фено-текст», смерть автора и поворот от науки к литературе в интерпретации Р. Барта.

Рекомендуемая литература по разделу IV (основная)

Августин Блаженный. Христианская наука, или основания Священной герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1835.

Алкуин. Грамматика // Проблемы литературной теории в Византии и Латинском Средневековье. М., 1986.

Ансельм Кентерберийский. О грамотном. Соч., М., 1995.

Ансельм Кентерберийский. Об истине // Историко-философский ежегодник. М., 1996.

Аристотель. Поэтика // Соч. Т.4. М., 1984

Барт Р. Воображение знака // Избр. работы. М., 1989

Барт Р. От науки к литературе // Избр. работы. М., 1989

Барт Р. Структурализм как деятельность // Избр. работы. М., 1989

Бахтин М.М. К методологии гуманитарного знания // Эстетика словесного творчества. М., 1986

Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. М., 1986

Беньямин В. Задача переводчика // Комментарии, №11, 1997.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

Валла Лоренцо. Критика Константинова дара//Итальянские гуманисты о религии и церкви. М., 1952.

Валла Лоренцо Сопоставление Нового Завета // Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

Василий Великий. Против Евномия // Василий Великий. Соч., М., 1995.

Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988

Гадамер Х.Г. Философия и литература // Актуальность прекрасного. М., 1991.

Гримм Я. Немецкая мифология // Зарубежная эстетика и теория литературы. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

фон Гумбольдт В. О различении строения человеческих языков и его влияния на духовное развитие человеческого рода // Избр. труды по языковедению. М., 1984 и след.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М., 1994.

Гуссерль Э. Феноменология // Логос, № 1, 1991

Делез Ж. Логика смысла. М.-Екатеринбург, 1998

Делез Ж. Желание и наслаждение//Комментарии, №11, 1997

Делез Ж. Общество контроля // Z, №1, 1999

Делез Ж. Критика и клиника. Спб., 2002

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000

Деррида Ж. Отобиографии // Ad marginem. М., 1994

Деррида Ж. Позиции. Киев, 1996

Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987 или Собр. Соч. т. 1, М., 2000

Дильтей В. Жизнь // Вопросы философии, №10, 1995.

Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, №4, 1988.

Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983 и след.

Лиотар Ф. Состояние постмодерна. Спб., 1998

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979, стр. 83-178

Матиус Флациус Иллирик. Ключ к истолкованию Священного Писания.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Спб., 1999

Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1991.

Моррис Ч. Основная теория знаков // Семиотика. М., 1983 и след.

Ориген. О началах. Книга IV. М., 1994.

Платон. «Кратил» // Соч. Т.1. М., 1989, с. 613-663.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946 и след.

Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928 и след.

Реформатский А.А. Принципы синхронного описания языка // Лингвистика и поэтика. М., 1987

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995 и след.

Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М., 2000

Сартр Ж.П. Что такое литература? Спб., 2000

Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999.

Философия в «Энциклопедии Дидро и Д`Аламбера. Статьи «Вкус», «Право, данное природой, или естественное право», «Идея», «Индукция», «История», «Общество», «Предварительное рассуждение издателей». М., 1994.

Фуко М. «Teatrum philosophium» // Делез Ж. Логика смысла. М.-Екатеринбург, 1998

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Фуко М. Рождение клиники. М., 1998

Фуко М. Надзирать и наказывать. СПб., 2001

Хайдеггер М. Бытие и время. Параграф 5-7, 29-34. М., 1997.

Хайдеггер М. Время и бытие // Время и бытие. М, 1993.

Хайдеггер М. На пути к языку // Время и бытие. М., 1993.

Хомский Н. Язык и культура. Лекции. М., 1991.

Шлейермахер Ф.Д.Э. Герменевтика. Компендиум. 1819 // Альманах «Общественная мысль», вып. IV, М., 1993.

Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на тему Гумбольдта. М., 1927.

Шпет Г.Г. Работа по философии // Логос, №2, 1991.

Шпет Г.Г. Театр как искусство // Психология социального бытия. М., 1956.

Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты // Соч. М., 1989, с. 380-410, 414-431.

Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М, 1914.

Эко У. Отсутствующая структура. СПб., 1998

Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы, 1998

Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика. М., 1983 и след.

Якобсон Р. Нулевой знак // Изб. работы. М., 1985

Якобсон Р. Часть и целое в языке // Изб. работы. М., 1985

Якобсон Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избр. работы. М., 1985

Рекомендуемая литература по разделу IV (дополнительная)

Аверинцев С.С. Авторство и авторитет // Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная словесность // Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996, с. 13-39.

Аверинцев С.С. Литературные теории в составе средневекового типа культуры // Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Аверинцев С.С. Слово и книги // Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1996

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977

Аристотель и античная литература. М., 1978.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. Л., 1995, с. 7-27, 107-122.

Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. Апологеты. Августин. М., 1996.

Визгин В.П. М. Фуко – теоретик цивилизации знания // Вопросы философии, 1995, №4

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М., 1989.

Гайм Р. Романтическая школа. М., 1891.

Дильтей В. Два текста о… М., 1996.

Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 259-267

Косиков Г.А. Р.Барт – семиолог, литературовед // Барт Р. Избр. работы. М., 1993

Михайлов А.В. Античность как идеал и культурная реальность XVIII-XIX вв. // Античность как тип культуры. М., 1988.

Михайлов А.В. Эстетика немецких романтиков // Эстетика немецких романтиков. М., 1987.

Плотников Н.С. В. Дильтей. Жизнь и история. М., 2000.

Постмодернизм и культура. М., 1991

Современная западная философия. Словарь. М., 1998

Франк С.Л. Личность и мировоззрение Шлейермахера // Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. Л., 1994.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1976.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.

Хайдеггер М. В. Дильтей и борьба за историческое миросозерцание // Вопросы философии, №11, 1995.

Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. Л., 1994.

Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // «Контекст». 1989

Шпет Г.Г. История как проблема логики. М., 1996.

Примерная тематика рефератов и курсовых работ:

По разделу I:

1. Наглядный характер понятий и наглядность в античной математике.

2. Несоизмеримость и космический порядок в представлении древних греков.

3. Суть пифагорейской идеи «все есть число».

4. Идея аксиоматического метода и философия Нового времени.

5. Идея универсального счисления.

6. Понятие «дифференциал» и монадология Лейбница.

7. Философский смысл понятия «функция».

8. Возникновение неэвклидовых геометрий и программы обоснования математики.

9. Философские споры вокруг кибернетики.

10. Основные направления современной математики.

11. Споры о классификации математических дисциплин.

12. Теоретико-множественное обоснование математики.

13. Логицистская программа обоснования математики.

14. Формалистское обоснование математики.

15. Интуиционистское понимание математики.

16. Конструктивистское направление обоснования математики.

17. Эволюция понятия доказательства в математике.

18. Аксиоматический и конструктивный методы в математике.

19. Философский смысл математической дискуссии о доказательствах существования объекта.

20. Роль интуиции в математике.

По разделу II:

1. Понятие «природы» в античности.

2. Картина мира по Аристотелю.

3. Принципы средневековой физики.

4. Классическая физика и механистическая картина мира.

5. Возможность применения математических методов в физике и других естественных науках.

6. Понятие причинности в физике. Лапласовский детерминизм.

7. Пространство и время в классической физике.

8. Парадоксы классической физики.

9. Кризис теоретической физики на рубеже XIX-XX вв. и его философские интерпретации.

10. Проблема физической реальности.

11. Поиск философских и методологических оснований снятия противоречий и парадоксов классической науки.

12. Квантовая механика и теория относительности в системе неклассической науки.

13. Дискуссия о соотношении Ньютоновской физики и теории относительности.

14. Структура пространства-времени в теории относительности.

15. Возможна ли единая физическая теория?

16. Постнеклассический тип рациональности.

По разделу III:

1. Научный креационизм: философские основания.

2. Общая теория химической эволюции и биогенеза А.П. Руденко.

3. Проблема биологического времени: специфика протекания.

4. Актуальные проблемы изучения антропогенеза.

5. Диалектика биологического и социального как объект изучения эстетики.

6. Социобиология о биологических основаниях этики.

7. Философские основания социобиологии.

8. Философские и методологические основания биополитики.

9. Роль среды и наследственности в формировании человеческой индивидуальности.

10. Евгеника как наука и социальное движение за улучшение человеческой природы.

11. Философские проблемы биомедицинских исследований.

12. Успехи биологии на «молекулярном фронте»: философские проблемы.

13. Проблема целостности в философии и медицине.

14. Неоевгеника: факторы становления, основные направления, перспективы развития.

15. Медицина и знахарство: формы конституирования знаний о жизнедеятельности человеческого организма.

16. Здоровье человека как предмет философского и медицинского знания.

17. Методологические вопросы интеграции медицинского знания.

18. Методологические проблемы медицинской этики и эстетики.

19. Множественность образов биологии как науки: смысл разнообразия биологических парадигм.

20. Гносеологические особенности концепции коэволюционного развития природы и общества.

21. Современные подходы к решению проблемы врожденного и приобретенного в социальной этологии и психогенетике.

22. Методологический анализ феномена междисциплинарности в биологических науках.

23. Внутренние ценностные регулятивы развития биологического познания.

24. Гносеологические особенности концепции ноосферы.

25. Синергетика и перспективы системно-физического моделирования жизненных явлений.

26. Значение информационного подхода в современной биологии.

27. Редукция как источник развития биологического знания.

28. Современные парадигмы математической биологии.

29. Биологическое время: специфика временной организации живого.

30. Единство пространственно-временной упорядоченности на разных уровнях организации живых систем.

31. Экологическое единство общества и природы.

32. Специфика экспериментального познания в биологии.

33. Феномен научной школы в биологии.

34. Феномен идеологизированной науки на примере биологии.

35. Феноменологический подход в медицине (К.Киснер, В. Вайер, Ж. Бреклян, Х. Мюллер-Суур).

36. Герменевтическая теория интерпретации в медицине.

37. Феноменология как методология в науках о человеке (психология, психопатология и психопатология).

38. Экзистенциальная аналитика Хайдеггера и медицина.

39. Влияние неопозитивистской и аналитической философии на формирование методологии медицины.

40. Методологические вопросы медицинской семиотики.

41. Традиционная деонтология и религиозная этика: методологические проблемы взаимодействия.

42. Философский анализ моделирования в медицине.

43. Философская и медицинская антропология: взаимосвязь и специфика.

44. В. фон Вайцзеккер как основатель медицинской антропологии.

45. Здоровье человека как предмет философского и медицинского знания.

46. Проблема целостности в философии и медицине.

47. Методологический анализ соотношения медицинского и биологического знания.

48. Специфика экспериментального подхода в медицине.

По разделу IV:

1.Основные методологические программы в области гуманитарных наук.

2. Специфика гуманитарного знания.

3. Понятие "текст", его исторические аспекты.

4. Основные моменты понятия "знак" (Августин, Моррис, Соссюр, структурализм).

5. Психологизм в герменевтике.

6. Онтологизация проблемы понимания.

7. Идея герменевтического круга в истории герменевтики (Флаций, Шлейермпхер, Дильтей, Хайдеггер).

8. Вопрос о возможности "лучшего понимания" в герменевтической традиции (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер).

9. Идея контекста в методологии гуманитарных наук (Флаций, Шлейермахер, Бахтин).

10. Феноменологическая программа в области гуманитарных наук.

11. Лингвистический структурализм и возможности его применения в методологии гуманитарных наук.

12. Проблема диалогичности гуманитарного знания (Шлейермахер, Гумбольдт, Бахтин, Шпет, Гадамер).

13. Проблема авторства в герменевтической традиции от Античности до Возрождения (авторство и авторитет, авторство как источник целостности текста (Возрождение)).

14. Проблема авторства в современной методологии гуманитарных наук (герменевтико-феноменологическая программа, постструктурализм).

15. Проблема авторства в постструктуралистской программе (М.Фуко, Р.Барт).

16. Понятие "текст" в современной методологии гуманитарных наук (герменевтико-феноменологическая программа, постструктурализм).

17. Понятие "знак" в современной методологии гуманитарных наук (герменевтико-феноменологическая программа, постструктурализм).

18. Герменевтика и историзм .

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу:

Раздел I:

1. Возникновение математики в Древнем мире. Теоретический характер математики в Древней Греции.

2. Наглядный и умопостигаемый характер космоса и основные понятия греческой математики (число, величина, фигура, соизмеримость), их специфика.

3. Становление понятия «бесконечность» в математике и философии и связанные с ним парадоксы.

4. Первый кризис оснований математики.

5. Изменение стиля математического мышления и «Начала» Евклида.

6. Спор «старых и новых» философов и рождение математики Нового времени.

7. Природа как совокупность процессов, подчиненных строгим законам. Идея «универсального счисления мира».

8. Новое понимание теоретического знания и проникновение математических методов в естественные науки. Философская интерпретация аксиоматического метода.

9. Возникновение аналитической геометрии и анализ в алгебре, их роль в философии Нового времени.

10. Философское содержание исходных математических понятий Нового времени (бесконечно малая, предел, интеграл, дифференциал, функция).

11. Эмпиристсткое и априористское понимание математики.

12. Возникновение неевклидовых геометрий. Доказательства непротиворечивости неевклидовых геометрий, осмысление их статуса и проблемы обоснования математики.

13. Специфика математических исследований в XX веке.

14. Математическая теория управления и возникновение кибернетики.

15. Теоретико-множественное обоснование арифметики действительных чисел.

16. Обнаружение противоречий в теории множеств. Суть парадоксов теории множеств.

17. Логицистская программа обоснования математики. Способы сведения математических доказательств к логическим утверждениям. Теория типов.

18. Философские предпосылки логицизма и их критика.

19. Формалистское обоснование математики; понятие метатеории и доказательства абсолютной непротиворечивости; идеальные элементы математической теории в трактовке Гильберта.

20. Теоремы Геделя о неполноте формальных систем; проблема непротиворечивости формальных систем. Значение ограничительных теорем для критики логицизма и формализма.

21. Философские посылки интуиционистского понимания математики.

22. Конструктивистсткое направление обоснования математики. Условия осуществления конструктивного построения математической теории.

23 Конвенционалистское понимание математики у А. Пуанкаре и его значение для самопонимания математики.

24. Современные дискуссии о проблемах обоснования математики.

25. Способы классификации математических дисциплин.

26. Аксиоматический и конструктивный методы в математике.

27. Роль рациональной интуиции в математике.

28. Доказательство как средство математического мышления. Представления о доказательности и эволюция понятия доказательства.

29. Обсуждение проблемы метаматематики.

Раздел II:

1. Понятие «природы» в античности.

2. Несовместимость математики и других естественных наук св представлении древних греков.

3. Картина мира по Аристотелю.

4. Принципы средневековой физики. Теория импетуса.

5. Классическая физика и механистическая картина мира.

6. Возможность применения математических методов в физике и других естественных науках.

7. Становление экспериментального естествознания.

8. Идея системы природы. Мир как механизм.

9. Классическая методология построения физической теории.

10. Понятие причинности в физике и лапласовский детерминизм.

11. Пространство и время в классической физике.

12. Принципы классического естествознания.

13. Парадоксы классической физики и кризис теоретической физики на рубеже XIX-XX вв.

14. Теория электромагнетизма и понятие поля.

15. Проблема интерпретации новых открытий методами классической физики. Концепция "энергетизма" В. Оствальда, эмпириоманизм Э. Маха, диалектико-материалистическая интерпретация кризиса в физике.

16. Соотношение классической механики и теории относительности.

17. Квантовая механика и теория относительности в системе неклассической науки.

18. Основные школы интерпретации квантовой механики.

19. Четыре концепции пространства и времени.

20. Случайность и необратимость в квантовой теории и проблемы детерминизма.

21. Понятие «информации» в современной физике.

22. Основные понятия и принципы синергетики

23. Постнеклассический тип рациональности.

Раздел III:

1. Мировоззренческие основания и методологические принципы концепции А.И. Опарина.

2. Проблема соотношения физико-химических, функциональных и эволюционных закономерностей в объяснении целесообразности живого.

3. Структура эволюционной теории. Понятие «биологический прогресс».

4. Специфика пространственно-временной организации живых систем.

5. Конкретнонаучное содержание и методологические принципы общей теории систем Л. фон Берталанфи.

6. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Ограниченность методологии натурализма.

7. Сущность философско-методологических проблем биологии. Роль биологии в формировании философского и научного мировоззрения.

8. Проблема причинности в современной биологии. Функциональная и эволюционная биология

9. Материалистическая сущность и диалектический характер дарвиновского решения проблемы развития органического мира.

10. Влияние биологии на развитие комплекса наук о человеке и обществе.

11. Проблема ценности человеческой жизни в свете современных знаний о биологии человека (биоэтика).

12. Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

13. Проблема номотетического и идеографического характера знаний в науках о жизни.

14. Детерминизм, индетерминизм, телеология в трактовке процессов жизнедеятельности.

15. Проблема определения жизни. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации сущности жизни.

16. Дискуссия о природе теоретической биологии. Задачи теоретической биологии. Модели формирования теоретической биологии.

17. Случайность и необходимость в объяснении происхождения живого.

18. Тенденции в развитии современной биологии: причины лидерства и его критерии.

19. История формирования концепции структурных уровней в биологии: организм, вид, экосистема как целостности. Проблема критериев выделения структурных уровней.

20. Проблема синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания о человеке в социобиологии. Методологический и философский базис биополитики.

21. Организмическое движение в биологии как попытка преодоления крайностей механицизма и витализма в решении проблемы организованности живого.

22. Диалектика биологического и социального в процессах индивидуального становления человека.

23. Психогенетика о факторах становления индивидуальности.

24. Познавательные модели в истории биологии: организменная, семиотическая, организационная, эволюционная, системная, самоорганизационная, диатропическая, коэволюционная.

25. Эволюция образа биологии как науки. Проблема "биологической реальности" как предмета биологического познания.

26. Специфика законов биологии.

27. Евгеника как наука и социальное движение "за улучшение" человеческой природы.

28. Основные этапы становления идеи развития в биологии. Принцип развития в философии и биологии: взаимосвязь и специфика.

29. Социальные, этико-правовые и философские проблемы генной инженерии и биотехнологии.

30. Основные этапы формирования проблемы происхождения жизни, их естественнонаучное содержание и философские основания.

31. Интегральная логика объяснения эволюции живого в рамках синтетической теории эволюции. Проблема соотношения микро - и макроэволюции.

32. Медицина как особая форма интеграции знания о мире. Является ли медицина наукой?

33. Медицинская деятельность и медицинское знание.

34. Этапы исторического развития медицины.

35. Здоровье человека как предмет медицинского знания.

36. Единство описания, объяснения и предсказания как условие существования медицины.

37.Специфика теоретического познания в медицине.

38. Проблема взаимоотношения врача и пациента: патерналистская и антипатерналистская модели.

Раздел IV:

1. Основные античные концепции языка и их обсуждение в диалоге Платона "Кратил".

2. Проблема перехода от "имени" к "знаку" в античной философии. Лектон у стоков.

3.Александрийская школа и идея множественности смыслов.

4. Основные герменевтические идеи Блаженного Августина.

5. Основные герменевтические идеи Матиуса Флация Иллирика.

6. Основные герменевтические идеи "Критики Константинова дара" Лоренцо Валлы.

7. Методология истории Просвещения Хладениус.

8. Предмет, задачи и цель герменевтики Ф.Д. Шлейермахера (по работе "Герменевтика. Компендиум 1819 г.").

9. Учение Шлейермахера о видах интерпретации (по работе "Герменевтика. Компендиум 1819 г.").

10. Основные принципы философии языка В. фон Гумбольдта (по работе "О различии строения человеческих языков…").

11. Учение В. фон Гумбольдта о внутренней форме языка и его интерпретации в 20 веке.

12. В. Дильтей об основных подходах к методологии гуманитарного знания 19 века ("историческая школа", позитивизм) (по работам В. Дильея "Наброски к критике исторического разума", "Введение в науки о духе").

13. Дильтеевская программа обоснования гуманитарных наук (по работам В. Дильея "Наброски к критике исторического разума", "Введение в науки о духе").

14. Проблема герменевтической логики В.Дильтея (по работам В. Дильея "Наброски к критике исторического разума", "Введение в науки о духе").

15. Феноменологическая критика натурализма и историзма (по статье Э.Гуссерля "Философия как строгая наука").

16. Герменевтика Г. Шпета (по работам "Работа по философии", "Эстетические фрагменты" Г. Шпета).

17. "Действенная история" и понятие "герменевтического опыта" Х.Г. Гадамера (по работе Х.Г. Гадамера "Истина и метод").

18. Основные идеи «неонтологической герменевтики» (В.Беньямин, Х.Р.Яусс, Э.Бетти).

19. Основные идеи семиотики Ф. де Соссюра (по работе "Курс общей лингвистики. Введение.").

20. Бартовская стратегия постструктурализма.

21. Идеи "власти-знания" М. Фуко.

22. «Сингулярности» и новый метод реконструкции знания Ж.Делеза.

 

Hosted by uCoz