Неврозы. Культурная обусловленность.

Неофрейдисты предприняли активные попытки объяснения появления неврозов вследствие культурной обусловленности пси­хики, а не биологической (как пытался объяснить неврозы Фрейд). Такому объяснению способствовало смешение национальностей в середине XX века, приводивших к межкультурным проблемам и неврозам.

Хорни обнаружила трудности, связанные с социальной адап­тацией, с несоответствием культурных норм, что приводило к пси­хическим отклонениям. Главной причиной неврозов было то, что человек не мог реализоваться в данном обществе, и эти симптомы не всегда зависели от вытесненных инстинктов или детских пере­живаний. «Если мы знаем те культурные условия, в которых живем, у нас имеется очень хорошая возможность достичь намного более глубокого понимания специфического характера нормальных чувств и отношений. А поскольку неврозы являются отклонениями от нор­мального поведения, также открывается перспектива их более глу­бокого понимания».5

Фрейд полагал человеческую природу как биологическую, одинако­вую и неизменную у всех людей. На основании этой единой приро­ды культура постепенно развивается по принципу целесообразно­сти. Для Хорни человеческая природа более сложна. С одной сто­роны, деятельность людей определена инстинктами, которые усми­ряются воспитанием и нравственными законами. С другой стороны, важно отметить раздвоение сущности человека на «хорошее» и «плохое». Хорошее последовательно побеждает с помощью пози­тивных жизненных установок. Другой важный момент человече­ской природы творческие способности людей. Потенциально че­ловек может самореализоваться, если сумеет правильно понять себя

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 16.

и раскрыть свои возможности. В этом смысле задача психоаналити­ка - помочь личности самореализоваться.

Хорни раскрывает влияние культуры на природу человека. Культура не позволяет полностью раскрыться природе человека; но создает условия для самораскрытия, поэтому культурные факторы следует считать относительными.

У Фрейда эдипов комплекс считается сущностной причиной неврозов. У Хорни сам эдипов комплекс есть порождение неврозов. Развивая эту мысль, Хорни снимает зависимость взрослого от дет­ского опыта.

Хорни определила невроз как отклонение от нормы, вызы­вающее у человека чувство вины, страха, неполноценности, что снижает продуктивность личности. Нарушаются общественные свя­зи, не достигаются намеченные цели. Но когда речь идет об откло­нении, то следует определить, относительно каких норм это проис­ходит. Что признать за точку отсчета и какой аспект норм выде­лить? Хорни отмечает культурный аспект как наиболее важный. Неврозы возникают под воздействием культурного давления. Но культурные нормы в разных традициях отличаются друг от друга, и то, что приемлемо в одной культуре, невозможно для другой. То есть о нормах следует говорить применительно к конкретной куль­туре или социальному статусу. Невроз есть индивидуальный способ приспособления к культуре. Для невротической личности существу­ет проблема выбора. Несложная ситуация выбора из двух вещей может вызвать волну бурных переживаний и неспособность опре­делиться (например, выбор одежды для встречи с начальником). У нормального человека внутренние конфликты быстро решаются и не оставляют осадка в душе. «Противоречия, заложенные в нашей культуре, представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивно­сти и тенденцию уступать; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. Отличие от нормы  имеет чисто

 

количественный характер. В то время, как нормальный человек спо­собен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до такой степени, что дела­ют какое-либо удовлетворительное решение невозможным».6

Фрейд связывал появление невроза с подавлением сексуаль­ных влечений в детстве. Хорни уточнила, что детский невротизм следует учитывать лишь в широком социально-культурном аспекте. Так в одном типе культуры дети плавно включались в культуру взрослых, а в другом два возрастных пласта резко расходились (го­родское промышленное общество).

Хорни отмечает факты отчуждения детей и взрослых в евро­пейской и американской культурах, при этом принимая позицию де­тей. Ребенок беззащитен. Он испытывает чувство собственной ви­ны, появляется страх перед враждебным обществом вокруг него. Возникает опасение и недоверие к миру взрослых. Мир детства не так безоблачен, как он существует в традиционном представлении. Надежды ребенка на добро и любовь часто обманываются, а уязви­мая психика и повышенная чувствительность оставляет глубокие отпечатки в сознании детей, воздействуя на становление личности и развитие её в последующем. Детские страхи проявляются в любом возрасте. Жизненные тревоги и опасности, связанные с экономиче­ской и социальной неустойчивостью, накладываются на эту бессоз­нательную основу, усугубляя прежние страхи и вызывая неврозы у взрослого человека.

Главной причиной неврозов, по Хорни, являются противоре­чия самой культуры, конфликт систем ценностей. Она задается во­просом: «Какие условия в нашей культуре ответственны за то, что неврозы сосредоточиваются вокруг тех специфических конфликтов,

6 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 220

 

которые я описала, а не вокруг других? Фрейд лишь вскользь кос­нулся данной проблемы».7

В рамках одной культуры ценности согласованы, не вызывая проблемы выбора. Столкновение ценностей происходит лишь при взаимодействии разных культурных традиций, например, буржуаз­ной и христианской, что очень характерно для современных разви­тых обществ. Это порождает конфликты. Также неврозы угрожают тем, кто меняет культурную обстановку (переселенцы). Адаптация к новым культурным формам создает ряд психических проблем.

Невроз создает опасность тем, кто продвигается в социальном плане, резко меняя свою собственную среду, так как в этом случае существенно меняется система ценностей различных социальных прослоек.

Невроз - следствие противоречий культуры, которые воздей­ствуют на каждого человека, но здоровые люди легче переносят их влияние, справляясь с трудностями жизни. Невротик не может вы­нести груз культурного давления.

Хорни старается избегать выработки рецептов лечения людей. Она признает естественный характер трагизма человеческого бы­тия, но при этом оставляет за человеком возможность быть счаст­ливым.

Важной философской мыслью Хорни является понимание двойственности человеческой природы: стремление к счастью и одновременно невыполнимость в полной мере этого стремления, в силу ограниченности человека, его зависимости от трагических мо­ментов в мире. И даже при отсутствии конкретных страданий оста­ются болезнь, увядание, смерть.

Спокойное состояние человека нельзя считать нормой. Пере­живание страданий естественно. Конфликты являются составляю­щей частью жизни человека. В этой связи Хорни выводит понятие «базовой тревоги». Состояние тревоги является нормой для челове-

7 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. С. 215.

ка, или по-другому: состояние покоя не является нормой. Ряд вы­дающихся философов (например, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше и др.) связывали с развитым человеком чувство беспокойства, не­удовлетворенности. «Человек, взятый относительно, есть самое не­удачное животное, самое болезненное, уклонившееся от своих ин­стинктов самым опасным для себя образом, - но, конечно, со всем

о

этим и самое интереснейшее!». Более того, по большому счету че­ловек никогда не сможет удовлетвориться и успокоиться - разви­тый человек обречен на вечное искание. Для Кьеркегора страх и от­чаяние более естественны, чем удовлетворение и покой. Экзистен­циалисты говорят, что человек обречен на свободу, и его жизнь -постоянная тревога, имеющая естественный характер.

Вообще для XX века свойственно беспокойство, чувство не­уверенности и психической напряженности, охватывающей широкие массы. Неуверенность просачивается во все сферы жизни. В этом заключена идея «базовой тревоги». Тревога отличается от страха неясностью причин, непонятностью ситуации.

Хорни полагает, что поскольку установки личности соответст­вуют культурным ценностям, то причину тревожности следует ис­кать в культуре. Чем выше и динамичнее культура, тем больше у человека поводов для беспокойств и тревог. Ощущение тревоги вы­зывает желание избавиться от неё через вытеснение, то есть невро­тическим образом. Бегство от тревог заставляет человека отвле­каться на что-то другое, погружаться в работу, «наркотизировать­ся» в прямом и переносном смыслах.

То есть очевидно, что в современных условиях определенный уровень тревожности неизбежен. Выход из этого - привычка. Мно­гое зависит от правильного воспитания. Важно научиться правиль­но воспринимать естественные процессы в мире.

В ситуации базовой тревоги взрослый человек воспроизводит детские  переживания,  такие  как  неуверенность,   беспомощность  и

Ницше Ф. Антихрист. Соч. в 2 т., М., 1990., Т.2, С. 641

другие. В значительной степени базовая тревога обусловлена дет­скими страхами. Поэтому момент воспитания и внимания к детям представляется принципиально важным.

Таким образом, учитывая социо-культурную атмосферу в об­ществе, значительная часть людей, согласно Хорни, обречена на невроз, что становится типичным для нашего времени.

Хорни раскрывает идею о тесной взаимосвязи неврозов с ти­пами общения, социальными контактами. Здоровые люди невроти-зируются в ситуации неудовлетворительного общения, и наоборот, люди, предрасположенные к неврозу, могут развиваться в сторону большего равновесия в случае благоприятных контактов. У каж­дого человека есть определенного уровня потребности в тех или иных отношениях (дружеских, властных и других), которые реали­зуются лишь во взаимодействии с другими людьми.

Невротический конфликт вызывает в человеке противоречия, причем невротик не сознает того, что с ним происходит. Он тратит силы на уход от конфликта, создание иллюзорной гармонии, вы­страивая защитные механизмы.

Уход от конфликта часто приводит к созданию идеализиро­ванного образа себя, вымышленного представления о себе, улуч­шающего свой взгляд на себя самого. Такое восприятие себя оши­бочно. Человек здесь предстает выдуманным, а не реальным. Нев­ротик цепляется всеми силами за этот образ. Но чем больше он ве­рит в надуманный образ, тем больше уходит от реальности, что лишь усугубляет невроз.

Чем выше идеалы культуры, в которой живет человек, тем больше людей, их не достигающих. Это порождает чувство мести, озлобленности на мир и общество. Идеализированное «я» вступает в конфликт с социумом. В этой связи важна психоаналитическая те­рапия, помогающая раскрыть реальное «я» человека. В понятие психотерапия входит и самоанализ в том числе. Невротику следует самому   активно   работать   над   собой,    следуя   наставлениям   врача.

 

Иногда для этого приходится менять образ жизни, работу, отноше­ния с людьми.

Фрейд считал причиной невротизма подавление культурой природного начала в человеке. Хорни корректирует это положение: культура действительно навязывает человеку некоторую идеализа­цию. Культура виновата не в том, что жестока и деспотична, а в том, что слишком щедра и либеральна.

Не сама культура создает проблему, а человек неспособен правильно оценить свои силы, сделать нужный выбор. Человек «не дотягивает» до уровня культуры. Поэтому не культура (по Фрейду), а сам человек ответственен за свой невроз. И разрушение иллюзор­ного «я» является важнейшим шагом на пути устранения невроза.

Фрейд считал невроз падением человека в сторону регресса, Хорни же, напротив, трактует невроз как эволюцию человека, как его развитие в лучшую сторону, вверх. Отсюда невротические про­блемы интеллектуальной прослойки общества (интеллигенции), идущей с некоторым опережением в культурном развитии и испы­тывающей конфликт культур в себе самой. «Поднимаясь» высоко, невротик создает идеализированный образ себя, который трудно реализовать. Поэтому следует сближать в себе идеальное и реаль­ное. Идеалы, к которым стремится человек, несомненно, должны присутствовать в жизни и выполнять стимулирующие функции для личностного роста, но не стоит отрываться от действительности и неадекватно оценивать себя. Идеал должен объединять, а не разъе­динять людей.

Хорни выделяет четыре невротических черты личности. Во-первых, это желание добиться любви, одобрения других. В этом случае невротик тратит много усилий для того, чтобы нравиться, вызывать восхищение. Невнимание вызывает волну переживаний. Обиды появляются даже в тех ситуациях, где сам человек сомнева­ется в своей правоте. Здесь может проявиться обратный эффект: че­ловек настойчиво стремится к контактам, старается понравиться, но

 

ли вызывает ииратную реакцию невнимания и отторжения. Ьстест-венное желание заслужить похвалу превращается в невротическую зависимость от одобрения или неодобрения других.

Другая черта невротика - стремление к власти. «Если он не становится лидером, то чувствует себя полностью потерянным, за­висимым и беспомощным. Он настолько властен, что все, выходя­щее за пределы его власти, воспринимается им как собственное подчинение. Вытеснение гнева может привести его к чувству по­давленности, уныния и усталости. Однако то, что ощущается как беспомощность, может быть лишь попыткой обходным путем дос­тичь доминирования или выразить враждебность из-за своей неспо­собности лидировать».9 Стремление к власти у невротика возникает на основе страха, чувства неполноценности. Будучи неуверенным в себе, он боится обнаружения этой неуверенности другими. Этим объясняется его стремление быть правым во всем. В этом случае средством самоутверждения могут служить сексуальные отношения.

В-третьих, невротической личности свойственен невротиче­ский уход. Стремление к независимости от других, подчеркнутое безразличие к тем оценкам, которые дают его поступкам.

В-четвертых, - невротическая уступчивость. Неуверенность провоцирует принятие чужого мнения. Человек уступает внешнему давлению. Подчиняется, если другой на этом настаивает. Принцип уступчивого невротика заключается в том, что если он подчинится другим, то они не навредят ему.

Таким образом, согласно Хорни, самосовершенствование со­пряжено с базовым конфликтом, постоянным беспокойством, кото­рые в конечном счете могут обратиться в невротический страх. В некотором смысле культурным противодействием базового кон­фликта может выступить религия, которая создает человеку некую устойчивую основу, душевное успокоение. Однако Хорни полагает, что в современном обществе религия уже не имеет почвы для воз-

9 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. С. 137

рождения. Более вероятна возможность самореализации через свое дело, свое призвание. Но современная культура не всегда создает для этого условия. В частности, в культуре Америки культиви­руется эгоцентризм, индивидуализм. «Индивидуализм в культуре западных «развитых» стран чаще всего определяется как мировоз­зрение, при котором главными ценностями являются только такие личные способности человека, которые явно превышают уровень, принятый данным обществом р качестве нормы. «Индивидуализм» в этом понимании означает придание чрезмерной ценности особен­ному (в ущерб всеобщему)... Человек может избежать ощущения собственной неполноценности, только демонстрируя тем или иным способом какую-либо особую способность.» Такая культура спо­собствует развитию «идеализированного я» в ущерб раскрытию «я реального».

 

Hosted by uCoz