МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ КОМАНД

 

1.  ВВЕДЕНИЕ

 

 

Поставив перед собой задачу – целенаправленное формирование саморазвивающегося коллектива – нам небходимо прежде всего определить смысл, который мы вкладываем в это понятие.   Для этого кратко остановимся на том, какие закономерные стадии проходит группа людей в процессе своего развития.

В начале своего развития совокупность  людей на определенной территории некоторое время существует как номинальная группа. На этой стадии происходит знакомство людей  и начинаются процессы социометрического дифферицирования.  Группа выделяет своих лидеров и аутсайдеров. Завершение структурирования группы характеризует ее вступление в фазу ассоциации.

Здесь наиболее четко просматривается социометрическая структура группы. Без особого труда можно выделить так называемую социометрическую звезду – неформального лидера , пользуещегося найбольшим авторитетом среди остальных членов группы, ряд предпочитаемых , ряд пренебрегаемых  и одного или несколько отверженных, служащих в группе «козлами отпущения». Такая группа характеризуется прежде всего высокой конфликтностью, причем конфликты продуцируются с необходимостью, является ее неотъемлемым атрибутом.

Друго закономерностью, которую можно выделить в ассоциации, является низкая степень принятия других в группе. Учасники группы выделяют нескольких человек, которым они симпотизируют , остальных - отвергают.

И. наконец, будучи разбалансированной системой межличностных отношений, ассоциативная группа характеризуется крайне малой продуктивностью. Как ни прискорбно это констатировать ,- большинство наших так называемых «трудовых коллективов» застывают именно на этой стадии развития группы . Это происходит потому, что для возникновения ассоциации необходимо наличие только одного фактора – времени. По прошествии времени каждая номинальная группа с необходимостью дифференцируется в ассоциацию.

При наличии еще одного фактора – совместной деятельности – возможен выход группы на уровень кооперативных связей. Причем под совместной деятельностю здесь понимается, конечно, не механическая работа вместе со всеми , а творческая активность, направленная на выполнение единой, значимой для группы .

 

Межличностные отношения на этой стадии развития группы становятся более гибкими и устойчивыми. Имеет место явное увеличения степени принятия каждым участником других членов группы, снижение конфликтности. Работа группы становится продуктивной.

И, наконец, четвертая стадия на которую выходит лишь небольшое число групп , называется собственно коллективом. Для перехода к этой фазе группового развития помимо факторов, необходисых для существования групп на более низких стадиях, ( время и совместная деятельность) должно соблюдаться еще одно важнейшее условие -  между участниками группы должна иметь место межличностная совместимость.

Именно на такой стадии мы можем говорить о коллективе  в прямом смысле этого слова. Выход процесса группообразования на эту стадию  характеризуется почти  полным отсутствием отрицательных межличностных отношений, т.е. полным принятием других членов группы .

Меняется и устойчивость других членов группы. При высокой степени сплоченности в группе в ней практически  отсутствует прежняя структура. Нет ярко выраженных позиций лидера и отверженных. Функции принимают на себя участники группы  в зависимости от характера решаемых группой задач. Группа как бы сама подталкивает нужного человека к лидерству  в той или иной ситуации. Естественно, конфликтность в такой группе сведена к нулю, и все возникающие внутри ее споры  носят  исключительно  конструктивный характер. В таком коллективе появляется возможность и  стремление каждой личности к саморазвитию и самоактуализации.

Результатом этого является тот факт, что творческая активность группы – коллектива на порядок выше кооперативной группы. То же самое млжно утверждать о продуктивности выдаваемых группой идей, быстроты принятия важных для группы решений и т.д.

 

2. ЦЕЛИ МЕТОДИКИ И ПУТИ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

 

 

В данной методике рассматриваются пути целенаправленного формирования коллективов в истинном смысле этого слова за счет учета фактора психологической совместимости  на основе закономерностей, открытых и систематизированных новой отраслью знаний –соционикой.

На особенностях этой науки, возникшей на стыке психологии, социологии и информатики мы  не останавливаемся в рамках данной методики, а рекомендуем желающим воспользоваться иной литературой.  Отметим только, что основанная на идеях К.-Г. Юнга типология открывает широкие возможности для описания и моделирования информационной структуры личности, а также решения на этой основе проблемы межличностной совместимости.

Цель методики достигается посредством правильного подбора и расстановки участников группы с учетом их информационных типов и интертипных отношений между ними, налаживания нужной сети межличностной коммуникации в группе по принцпам психологической совместимости, определения для каждого участника группы найболее эффективных путей самоактуализации, сообразуясь  с особенностями его социотипа.

Методика рассчитана на применеие в учебных и трудовых группах с целью формирования на их основе саморазвивающихся коллективов, повышения их сплоченности, предупреждения и устранения конфликтов, развития творческих способностей участников.

 

 

3. СТРУКТУРА  МЕТОДИКИ.

 

3.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ

 

Человек рассматривается нами как информационная система, которая может обмениваться с окружающей средой веществом и энергией. Причем обменные процессы протекают во времени и пространстве. В рамках данной методики предпринимается попытка построить модель этих процессов.

В принципе человек представляет собой высокоорганизованную систему , реализующую себя на четырех уровнях : биологическом, психологическом, социальном и информационном..  Мы  будем рассматривать в качестве приоритетного информационный уровень , поэтому те типы людей и отношений , которые складываются в процесс коммуникации между людьми , будут характеризоваться  нами именно с информационной точки зрения. Внутри целостной системы функционирования личности нас будет интересовать следующая иерархия подуровней :

 

Творческий уровень  -   знаю

 

Адаптационный уровень  -   надо

 

Аттрактивный уровень  - хочу

 

Повседневный   -  могу

 

Моделирование обменно- информационных процессов нам представляется возможным благодаря четкому разграничению каналов, по которым человек получает и/или отдает информацию. Каждый индивид воспринимает окружающий мир по- другому , т.е.  вычленяет из единого информационного потока в первую очередь  те его составляющие , которые попадают на его самые развитые рецепторы – органы чувств. Таких каналов всего четыре :  логическая (дискретная ) информация воспринмается лучше всего на слух; интуитивная – через зрение; наблюдательность, зрительные образы; сенсорная – через тактильные ощущения и напряжения мышц; эмоциональная – через чувствительность к вибрациям эмоционального фона.

Кроме того информация может поступать изнутри воспринимаемых объектов ( интровертный аспект) или снаружи, из окружающего их внешнего пространства ( экстравертный аспект ). Если учесть  эти аспекты , то всего получается 4*2= 8 информационных составляющих. Эти коммуникативные единицы и служат тем исходным материалом , при помощикоторого строятся информационные модели психики. Перечисли их :

 

Р – факты;

L – закономерности;

S – ощущения внешенго мира;

F – ощущения собственного организма;

I – скрытые возможности;

T – изменеия во времени;

E – эмоции;

R – отношения.

 

3.2. КОММУНИКАТИВНАЯ ДИСТАНЦИЯ.

 

Далее мы приводим различие между информацией, которая предназначется для индивидуального потребления . Информация первого рода представляет собой замкнутое , утойчивое коммуникативное образование , не предзначенное для ширкого распространеия. Будем называть эту информацию информацией близкой дистанции.

Информацией второго рода, т.е. мысли ипоступки человека не относительно его повседневных целей , а относительно долговременных целей , связанных с адаптацией в обществе повышенной информационной насыщенности, т.к. данный психический комплекс открыт к общественным, социальным информационным структурам , но ограничен  по внутриннему потреблению.  Будем называть эту информацию информацией далекой инстанции . Само собой разумеется , что коммуникация как на далекой, так и на близкой дистанции может протекать в формах любых информационных единиц.

 

3.3. АКЦЕПЦИЯ И ПРОДУКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ.

 

 

Еще одним предварительным условием построения информационной модели является учет направления течения информации. . Если речь идет о получении информации от других источников, то мы имеем  дело с акцепцией  информации . Соответствующий уровень модели будем называть акцептным. . На него информация будет толькопоступать, но не выдаваться.

Если речь идет о выдаче информации наружу, то данный уровень будем называть продуктивным , а сам процесс – продукцией информации . Построенная нами выше иерархия уровней социомодели примет с учетом фактора  направленности информации следующий вид :

 

Продукция    ?                                Пр  1

Акцепция      U                                Ак 1

Акцепция      U        или                  Ак 2

Продукция    ?                               Пр 2

 

3.4. КОЛИЧЕСТВО СОЦИОТИПОВ.

 

Задача методики, как указано выше , -  дать процедуру формирования устойчивых саморазвивающихся коллективов. За счет чего достигается устойчивость ?  Рассмотри эту сторону методики подробнее.

Методика предусматривает  количество информационных / соционических типов в таком коллективе равных восьми. Восемь единиц являются минимальным набором, позворляющим проследить взаимодействие информационных потоков. Каждый информационный тип будет ответственным за свою 1/8 составляющую и полняться другими до устойчивого целого.

Логическое обоснование необходимости  и достаточности подобной восьмизвенной структуры довольно просто. Каждый индивид существует , как известно,  в 4- ех мерном мире , включающем в себя три пространственных координаты и одну  временную . Для того чтобы локализировать объект по каждой координате , необходима, по крайней мере, бинарная градация , т.е. далеко – близко,  высоко – низко ,  справа – слева, раньше – позже. Следовательно минимальное  количество информационных единиц будет равно 4 * 2 = 8 . Восемь типов личности в коллективе займут каждый свое место в структурной иерархии подобного коллектива.

Именно таким коллективом можно эффективно управлять. Под эффективным управлением  понимается принятие управленческих решений при найболее полном и всестороннем учете имеющейся информации о наличном состоянии системы . Человеская память способна одновременно оперировать 7 ± 2 единицы информации . Число  8 оказывается оптимальным количеством одновременно взаимодействующих структурных единиц .

Саморазвитие есть динамическая устойчивость, и как любое развитие осуществляется только по закону спиралевидной цикличности.  Следовательно,  для придания системе импульса движения , ее внутренние составные части (соционические типы ) должны находиться по отношению друг к другу в неравных, ассиметричных отношениях . Информационные «заряды» должны быть распредеоены по цепи приема – передачи информации в порядке равномерного чередования . Снаружи такой коллектив будет в силу внутренней уравновешенности восприниматься как единое информационное целое .

 

3.5. ВИДЫ  ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ .

 

Степень восприятия единиц информации может варьироваться  в следующих пределах :

 

1). Полное восприятие ;

2). Удовлетворительное , или частичное;

3). Нкопление информации без использования, или застой информации , порождающий напряженность;

4). Потеря, или утечка информации.

 

Степень восприятия информации зависит, во- первых, от того, на какой уровень поапдает переданная информация. Если она попадает на акцептный уровень , то восприятие может быть либо полным, либо удовлетворительным. Если информация попадает на акцептный уровень того же номера ( например, Ак 1 – Пр 1) , то происходит накопление информации без ее использования , что приводит к напряженности в отношениях с последующей разрядкой этой напряженности часто в виде ссор и конфликтов .  Если же переданная информация не имеет соответствующих элементов ни на одном из акцептных уровней , то происходит утечка информации .

Накопление информации без ее  использования  происходит при приеме информации  не с того уровня , т.е. когда она предназначается для использования на другой коммуникативной дистанции . Информация для близкой дистанции не может быть использована на далекой и наоборот .

Удовлетворительное восприятие происходит тогда , когда информация поступает на акцептный уровень, предназначена для использования натой дистанции, на которую рассчитан данный уровень , но поступает не в том порядке, в каком она может быть полностью переработана .

Полное восприятие означает , что выполняется три условия удовлетворительного восприятия и  , кроме того , информация поступает в том порядке , как она и должна перерабатываться на данном уровне . Но следует помнить  о том , что любой механизм восприятия тмеет свой «К.П.Д.»  , не только внешними характеристиками входного сигнала , но и внутренними параметрами самого приемника .

 

 

3.6. НАПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА .

 

Между четырьмя уровнями модели , учитывая акцепцию – продукцию информации , можно провести два вида информационных связей . Связь, направленная сверху вниз , которую будем называть программированием , служит для постановки задачи ( собственно программа ) и вовлечение индивида  в ее выполнение ( реализация) . Информация подобного рода обычно субъективно воспринимается как приятная  [ Пр 1  >> Ак 2 ]  .

Связь, направленная снизу вверх, которую будем называть коррекцией , [Пр2>Ак1] служит  для исправления ошибок , допущенных в ходе рализации программы, для приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды . Информация этого типа обычно субъективно воспринится как неприятная , но вынуждено необходимая .

Общая схема взаимодействия двух информационных систем будет выглядеть в идеальном варианте следующим образом :

ris1copy.jpg (13474 bytes)

 

 

2       (рис. 1 )

 

Эта схема обозначает интертипное отношение полоного восприятия ( дуальность ) .

 

3.7. ИНТЕРТИПНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ .

 

 

Рассмортим теперь четыре типа взаимодействий между информационными моделями в зависимости от степени восприятии ( невосприятия ) полученной информации . Харктер взаимодействий является определяющим факторм интертипных отношений в групее .

Интертипное взаимодействие полного восприятия , которое носит название дуальность изображено на рисунке 1 . Социотипы , которые связаны дуальными отношениями , должны находиться в конструируемой группе на самой близкой дистанции друг другу .

Следующая группа интертипных отношений называется «социальный заказ». Модель интертпных  взаимодействий такого характера выглядит следующим образом :

 

ris2copy.jpg (12808 bytes)

 

 

Схема интертипных отношений удовлетворительного восприятия ( социальный заказ).

 

Интертипные отношения социального заказа должны связывать друг с другом учителя ( наставника) и ученика (последователя) в силу своей коммуникативной ассимитричности . Социотипы , находящиеся в этом отношении , должны располагаться в конструируемом коллективе на соседних ступенях коммуникации .

Друго вид ассиметричных отношений, без которых невозможен стабильно развивающийся коллектив , носит название «социальная ревизия». Вот модель таких отношений :

 

ris3copy.jpg (13584 bytes)

 

 

Схема информационных отношенийкоммуникативной напряженности  ( социальная ревизия ) .

 

Интертипные отношения социальная ревизия представляют собой контролирующую инстанцию , проверяющую правильность выполнения поручений . Ревизор находится в конструируемом коллективе на ступеньку дальше, чем социальный заказчик .

И , наконец , последняя группа интертипных отношений – « полная противоположность» . Социотипы , связанные данным видом отношений , несут максимальные потери коммуникативной информации . Схематически эти отношения изображаются следующим образом :

 ris4copy.jpg (10017 bytes)

 

Схема интертипных отношений утечки информации ( полная противоположность ).

 

Социотипы ,  коммуникация которых описывается отношениями полная противоположность, должны располагаться в конструируемом коллективе на максимально удаленных точках ( диагоналях )   .

 

3.8. ВЫВОДЫ.

 

Итак , устойчивый саморазвивающийся коллектив предполагает следующие условия , которые следует рассматривать как необходимые и достаточные :

 

1). Информация, которй коллектив обменивается с окружающей средой , должна расчленяться им на последовательность как минимум восьми составляющих ;

2). Расчленение информационного потока производиться по двум критериям : частоте колебаний сигнала и дистанции его оптимального восприятия;

3). Для моделирования процесса информационного обмена целеустремленной системы с окружающей средой необходимо пользоваться двумя коммуникативными функциями. Первая (входная ) будет описывать обработку вербализованной информации , а вторая – материализованной ;

4) Количество информационных моделей, состоящих из двух функций каждая, равно 16 ( 8 * 2);

5) Перечень минимальных социомоделей типов личности имеет следующий вид :

IL , SE , LI , ES , ET , LF , TE , FL , FR , TR , RF , PT , PS , RI , IR , SP …

6) Полная информационная модель должна содержать как минимум 4 уровня функционирования :Акцепный для далекой дистанции (Ак 1); Акцептный для близкой дистанции (Ак2); Продуктивный для далекой дистанции ( Пр 1); Продуктивный для близкой дистанции (Пр 2).

7) Информационный обмен между системами по полноте усвоения информации имеет следующие градации : полное восприятие (1); удовлетворительное восприятие (2); информационная напряженность (3); утечка информации (4).

8) Устойчивый саморазвивающийся коллектив , поддающийся осознанному эффективному управлению, содержит 8 однонаправленных по информационному потоку членов , каждый их которых несет определенную коммуникативную нагрузку , т.е. эффективно принимает и передает информацию в своем поддиапозоне , равном 1/8 общего диапозона информационных частот, на которые настроен коллектив;

9) Члены подобного коллектива с необходимостью вступают  в четыре вида интертипных отношений : социальный заказ, дуальность , социальная ревизия и полная противоположность  .

 

 

Hosted by uCoz