МЕТОДИКА
ПОСТРОЕНИЯ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ КОМАНД
1. ВВЕДЕНИЕ
Поставив
перед собой задачу – целенаправленное
формирование саморазвивающегося коллектива –
нам небходимо прежде всего определить смысл,
который мы вкладываем в это понятие. Для этого кратко
остановимся на том, какие закономерные стадии
проходит группа людей в процессе своего развития.
В начале
своего развития совокупность людей
на определенной территории некоторое время
существует как номинальная группа. На этой
стадии происходит знакомство людей и начинаются процессы
социометрического дифферицирования. Группа выделяет своих
лидеров и аутсайдеров. Завершение
структурирования группы характеризует ее
вступление в фазу ассоциации.
Здесь
наиболее четко просматривается
социометрическая структура группы. Без особого
труда можно выделить так называемую
социометрическую звезду – неформального лидера
, пользуещегося найбольшим авторитетом среди
остальных членов группы, ряд предпочитаемых , ряд
пренебрегаемых и одного
или несколько отверженных, служащих в группе «козлами
отпущения». Такая группа характеризуется прежде
всего высокой конфликтностью, причем конфликты
продуцируются с необходимостью, является ее
неотъемлемым атрибутом.
Друго
закономерностью, которую можно выделить в
ассоциации, является низкая степень принятия
других в группе. Учасники группы выделяют
нескольких человек, которым они симпотизируют ,
остальных - отвергают.
И. наконец,
будучи разбалансированной системой
межличностных отношений, ассоциативная группа
характеризуется крайне малой продуктивностью.
Как ни прискорбно это констатировать ,-
большинство наших так называемых «трудовых
коллективов» застывают именно на этой стадии
развития группы . Это происходит потому, что для
возникновения ассоциации необходимо наличие
только одного фактора – времени. По прошествии
времени каждая номинальная группа с
необходимостью дифференцируется в ассоциацию.
При наличии
еще одного фактора – совместной деятельности –
возможен выход группы на уровень кооперативных
связей. Причем под совместной деятельностю здесь
понимается, конечно, не механическая работа
вместе со всеми , а творческая активность,
направленная на выполнение единой, значимой для
группы .
Межличностные
отношения на этой стадии развития группы
становятся более гибкими и устойчивыми. Имеет
место явное увеличения степени принятия каждым
участником других членов группы, снижение
конфликтности. Работа группы становится
продуктивной.
И, наконец,
четвертая стадия на которую выходит лишь
небольшое число групп , называется собственно
коллективом. Для перехода к этой фазе группового
развития помимо факторов, необходисых для
существования групп на более низких стадиях, (
время и совместная деятельность) должно
соблюдаться еще одно важнейшее условие - между участниками группы
должна иметь место межличностная совместимость.
Именно на
такой стадии мы можем говорить о коллективе в прямом смысле этого слова.
Выход процесса группообразования на эту стадию характеризуется почти полным отсутствием
отрицательных межличностных отношений, т.е.
полным принятием других членов группы .
Меняется и
устойчивость других членов группы. При высокой
степени сплоченности в группе в ней практически отсутствует прежняя
структура. Нет ярко выраженных позиций лидера и
отверженных. Функции принимают на себя участники
группы в зависимости от
характера решаемых группой задач. Группа как бы
сама подталкивает нужного человека к лидерству в той или иной ситуации.
Естественно, конфликтность в такой группе
сведена к нулю, и все возникающие внутри ее споры носят исключительно
конструктивный характер.
В таком коллективе появляется возможность и стремление каждой личности
к саморазвитию и самоактуализации.
Результатом
этого является тот факт, что творческая
активность группы – коллектива на порядок выше
кооперативной группы. То же самое млжно
утверждать о продуктивности выдаваемых группой
идей, быстроты принятия важных для группы
решений и т.д.
2. ЦЕЛИ
МЕТОДИКИ И ПУТИ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
В данной
методике рассматриваются пути
целенаправленного формирования коллективов в
истинном смысле этого слова за счет учета
фактора психологической совместимости на основе закономерностей,
открытых и систематизированных новой отраслью
знаний –соционикой.
На
особенностях этой науки, возникшей на стыке
психологии, социологии и информатики мы не останавливаемся в рамках
данной методики, а рекомендуем желающим
воспользоваться иной литературой. Отметим только, что
основанная на идеях К.-Г. Юнга типология
открывает широкие возможности для описания и
моделирования информационной структуры
личности, а также решения на этой основе проблемы
межличностной совместимости.
Цель
методики достигается посредством правильного
подбора и расстановки участников группы с учетом
их информационных типов и интертипных отношений
между ними, налаживания нужной сети
межличностной коммуникации в группе по принцпам
психологической совместимости, определения для
каждого участника группы найболее эффективных
путей самоактуализации, сообразуясь с особенностями его
социотипа.
Методика
рассчитана на применеие в учебных и трудовых
группах с целью формирования на их основе
саморазвивающихся коллективов, повышения их
сплоченности, предупреждения и устранения
конфликтов, развития творческих способностей
участников.
3. СТРУКТУРА МЕТОДИКИ.
3.1.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ
Человек
рассматривается нами как информационная система,
которая может обмениваться с окружающей средой
веществом и энергией. Причем обменные процессы
протекают во времени и пространстве. В рамках
данной методики предпринимается попытка
построить модель этих процессов.
В принципе
человек представляет собой
высокоорганизованную систему , реализующую себя
на четырех уровнях : биологическом,
психологическом, социальном и информационном.. Мы будем
рассматривать в качестве приоритетного
информационный уровень , поэтому те типы людей и
отношений , которые складываются в процесс
коммуникации между людьми , будут
характеризоваться нами
именно с информационной точки зрения. Внутри
целостной системы функционирования личности нас
будет интересовать следующая иерархия
подуровней :
Творческий уровень - знаю
Адаптационный уровень - надо
Аттрактивный уровень - хочу
Повседневный - могу
Моделирование
обменно- информационных процессов нам
представляется возможным благодаря четкому
разграничению каналов, по которым человек
получает и/или отдает информацию. Каждый индивид
воспринимает окружающий мир по- другому , т.е. вычленяет из единого
информационного потока в первую очередь те его составляющие ,
которые попадают на его самые развитые рецепторы
– органы чувств. Таких каналов всего четыре : логическая (дискретная )
информация воспринмается лучше всего на слух;
интуитивная – через зрение; наблюдательность,
зрительные образы; сенсорная – через тактильные
ощущения и напряжения мышц; эмоциональная –
через чувствительность к вибрациям
эмоционального фона.
Кроме того
информация может поступать изнутри
воспринимаемых объектов ( интровертный аспект)
или снаружи, из окружающего их внешнего
пространства ( экстравертный аспект ). Если
учесть эти аспекты , то
всего получается 4*2= 8 информационных
составляющих. Эти коммуникативные единицы и
служат тем исходным материалом , при
помощикоторого строятся информационные модели
психики. Перечисли их :
Р – факты;
L
– закономерности;
S – ощущения внешенго мира;
F
– ощущения собственного организма;
I
– скрытые возможности;
T
– изменеия во времени;
E
– эмоции;
R – отношения.
3.2.
КОММУНИКАТИВНАЯ ДИСТАНЦИЯ.
Далее мы
приводим различие между информацией, которая
предназначется для индивидуального потребления
. Информация первого рода представляет собой
замкнутое , утойчивое коммуникативное
образование , не предзначенное для ширкого
распространеия. Будем называть эту информацию
информацией близкой дистанции.
Информацией
второго рода, т.е. мысли ипоступки человека не
относительно его повседневных целей , а
относительно долговременных целей , связанных с
адаптацией в обществе повышенной информационной
насыщенности, т.к. данный психический комплекс
открыт к общественным, социальным
информационным структурам , но ограничен по внутриннему потреблению. Будем называть эту
информацию информацией далекой инстанции . Само
собой разумеется , что коммуникация как на
далекой, так и на близкой дистанции может
протекать в формах любых информационных единиц.
3.3. АКЦЕПЦИЯ И
ПРОДУКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ.
Еще одним
предварительным условием построения
информационной модели является учет направления
течения информации. . Если речь идет о получении
информации от других источников, то мы имеем дело с акцепцией информации .
Соответствующий уровень модели будем называть
акцептным. . На него информация будет
толькопоступать, но не выдаваться.
Если речь
идет о выдаче информации наружу, то данный
уровень будем называть продуктивным , а сам
процесс – продукцией информации . Построенная
нами выше иерархия уровней социомодели примет с
учетом фактора направленности
информации следующий вид :
Продукция ?
Пр 1
Акцепция U
Ак
1
Акцепция U или
Ак
2
Продукция ?
Пр
2
3.4.
КОЛИЧЕСТВО СОЦИОТИПОВ.
Задача
методики, как указано выше , - дать
процедуру формирования устойчивых
саморазвивающихся коллективов. За счет чего
достигается устойчивость ? Рассмотри
эту сторону методики подробнее.
Методика
предусматривает количество
информационных / соционических типов в таком
коллективе равных восьми. Восемь единиц являются
минимальным набором, позворляющим проследить
взаимодействие информационных потоков. Каждый
информационный тип будет ответственным за свою
1/8 составляющую и полняться другими до
устойчивого целого.
Логическое
обоснование необходимости и
достаточности подобной восьмизвенной структуры
довольно просто. Каждый индивид существует , как
известно, в 4- ех мерном
мире , включающем в себя три пространственных
координаты и одну временную
. Для того чтобы локализировать объект по каждой
координате , необходима, по крайней мере,
бинарная градация , т.е. далеко – близко, высоко – низко , справа – слева, раньше –
позже. Следовательно минимальное количество информационных
единиц будет равно 4 * 2 = 8 . Восемь типов личности в
коллективе займут каждый свое место в
структурной иерархии подобного коллектива.
Именно таким
коллективом можно эффективно управлять. Под
эффективным управлением понимается
принятие управленческих решений при найболее
полном и всестороннем учете имеющейся
информации о наличном состоянии системы .
Человеская память способна одновременно
оперировать 7 ± 2 единицы информации . Число 8 оказывается оптимальным
количеством одновременно взаимодействующих
структурных единиц .
Саморазвитие
есть динамическая устойчивость, и как любое
развитие осуществляется только по закону
спиралевидной цикличности. Следовательно, для придания системе
импульса движения , ее внутренние составные
части (соционические типы ) должны находиться по
отношению друг к другу в неравных, ассиметричных
отношениях . Информационные «заряды» должны быть
распредеоены по цепи приема – передачи
информации в порядке равномерного чередования .
Снаружи такой коллектив будет в силу внутренней
уравновешенности восприниматься как единое
информационное целое .
3.5. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ .
Степень
восприятия единиц информации может
варьироваться в
следующих пределах :
1). Полное
восприятие ;
2).
Удовлетворительное , или частичное;
3). Нкопление
информации без использования, или застой
информации , порождающий напряженность;
4). Потеря, или
утечка информации.
Степень
восприятия информации зависит, во- первых, от
того, на какой уровень поапдает переданная
информация. Если она попадает на акцептный
уровень , то восприятие может быть либо полным,
либо удовлетворительным. Если информация
попадает на акцептный уровень того же номера (
например, Ак 1 – Пр 1) , то происходит накопление
информации без ее использования , что приводит к
напряженности в отношениях с последующей
разрядкой этой напряженности часто в виде ссор и
конфликтов . Если же
переданная информация не имеет соответствующих
элементов ни на одном из акцептных уровней , то
происходит утечка информации .
Накопление
информации без ее использования
происходит при приеме
информации не с того
уровня , т.е. когда она предназначается для
использования на другой коммуникативной
дистанции . Информация для близкой дистанции не
может быть использована на далекой и наоборот .
Удовлетворительное
восприятие происходит тогда , когда информация
поступает на акцептный уровень, предназначена
для использования натой дистанции, на которую
рассчитан данный уровень , но поступает не в том
порядке, в каком она может быть полностью
переработана .
Полное
восприятие означает , что выполняется три
условия удовлетворительного восприятия и , кроме того , информация
поступает в том порядке , как она и должна
перерабатываться на данном уровне . Но следует
помнить о том , что любой
механизм восприятия тмеет свой «К.П.Д.» , не только внешними
характеристиками входного сигнала , но и
внутренними параметрами самого приемника .
3.6.
НАПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА .
Между
четырьмя уровнями модели , учитывая акцепцию –
продукцию информации , можно провести два вида
информационных связей . Связь, направленная
сверху вниз , которую будем называть
программированием , служит для постановки задачи
( собственно программа ) и вовлечение индивида в ее выполнение ( реализация)
. Информация подобного рода обычно субъективно
воспринимается как приятная [
Пр 1 >> Ак 2 ] .
Связь,
направленная снизу вверх, которую будем называть
коррекцией , [Пр2>Ак1] служит для
исправления ошибок , допущенных в ходе рализации
программы, для приспособления к постоянно
меняющимся условиям внешней среды . Информация
этого типа обычно субъективно воспринится как
неприятная , но вынуждено необходимая .
Общая схема
взаимодействия двух информационных систем будет
выглядеть в идеальном варианте следующим
образом :
2 (рис. 1 )
Эта схема
обозначает интертипное отношение полоного
восприятия ( дуальность ) .
3.7.
ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ .
Рассмортим
теперь четыре типа взаимодействий между
информационными моделями в зависимости от
степени восприятии ( невосприятия ) полученной
информации . Харктер взаимодействий является
определяющим факторм интертипных отношений в
групее .
Интертипное
взаимодействие полного восприятия , которое
носит название дуальность изображено на рисунке
1 . Социотипы , которые связаны дуальными
отношениями , должны находиться в конструируемой
группе на самой близкой дистанции друг другу .
Следующая
группа интертипных отношений называется «социальный
заказ». Модель интертпных взаимодействий
такого характера выглядит следующим образом :
Схема
интертипных отношений удовлетворительного
восприятия ( социальный заказ).
Интертипные
отношения социального заказа должны связывать
друг с другом учителя ( наставника) и ученика (последователя)
в силу своей коммуникативной ассимитричности .
Социотипы , находящиеся в этом отношении , должны
располагаться в конструируемом коллективе на
соседних ступенях коммуникации .
Друго вид
ассиметричных отношений, без которых невозможен
стабильно развивающийся коллектив , носит
название «социальная ревизия». Вот модель таких
отношений :
Схема
информационных отношенийкоммуникативной
напряженности (
социальная ревизия ) .
Интертипные
отношения социальная ревизия представляют собой
контролирующую инстанцию , проверяющую
правильность выполнения поручений . Ревизор
находится в конструируемом коллективе на
ступеньку дальше, чем социальный заказчик .
И , наконец ,
последняя группа интертипных отношений – «
полная противоположность» . Социотипы ,
связанные данным видом отношений , несут
максимальные потери коммуникативной информации
. Схематически эти отношения изображаются
следующим образом :
Схема
интертипных отношений утечки информации ( полная
противоположность ).
Социотипы , коммуникация которых
описывается отношениями полная
противоположность, должны располагаться в
конструируемом коллективе на максимально
удаленных точках ( диагоналях )
.
3.8. ВЫВОДЫ.
Итак ,
устойчивый саморазвивающийся коллектив
предполагает следующие условия , которые следует
рассматривать как необходимые и достаточные :
1). Информация,
которй коллектив обменивается с окружающей
средой , должна расчленяться им на
последовательность как минимум восьми
составляющих ;
2).
Расчленение информационного потока
производиться по двум критериям : частоте
колебаний сигнала и дистанции его оптимального
восприятия;
3). Для
моделирования процесса информационного обмена
целеустремленной системы с окружающей средой
необходимо пользоваться двумя коммуникативными
функциями. Первая (входная ) будет описывать
обработку вербализованной информации , а вторая
– материализованной ;
4) Количество
информационных моделей, состоящих из двух
функций каждая, равно 16 ( 8 * 2);
5) Перечень
минимальных социомоделей типов личности имеет
следующий вид :
IL , SE , LI , ES , ET , LF , TE , FL , FR
, TR , RF , PT , PS , RI , IR , SP …
6) Полная
информационная модель должна содержать как
минимум 4 уровня функционирования :Акцепный для
далекой дистанции (Ак 1); Акцептный для близкой
дистанции (Ак2); Продуктивный для далекой
дистанции ( Пр 1); Продуктивный для близкой
дистанции (Пр 2).
7)
Информационный обмен между системами по полноте
усвоения информации имеет следующие градации :
полное восприятие (1); удовлетворительное
восприятие (2); информационная напряженность (3);
утечка информации (4).
8) Устойчивый
саморазвивающийся коллектив , поддающийся
осознанному эффективному управлению, содержит 8
однонаправленных по информационному потоку
членов , каждый их которых несет определенную
коммуникативную нагрузку , т.е. эффективно
принимает и передает информацию в своем
поддиапозоне , равном 1/8 общего диапозона
информационных частот, на которые настроен
коллектив;
9) Члены
подобного коллектива с необходимостью вступают в четыре вида интертипных
отношений : социальный заказ, дуальность ,
социальная ревизия и полная противоположность .